21 сентября 2015, 09:30
сентября 1937 года вышел «Хоббит, или Туда и обратно». С книги началась
растянувшаяся на десятилетия история Средиземья. Джон Рональд Руэл
Толкиен, написав детскую сказку, заложил под наш мир бомбу.
Великая история началась с забавного путешествия Бильбо Бэггинса,
вернувшегося домой и оставшегося самим собой, хоббитом, верным вечному
дому, не слишком отличимому от сотен других домов.
«Люди – главные толкиеновские статисты в этой битве рас»
Но
сказка о смешных человечках довольно скоро выросла до первого эпоса о
Добре и Зле, в котором и добро оказалось не таким добрым, и зло имело
право голоса. Толкиен был человеком строгим и простым, несмотря на ум
и эрудицию, и его открытие сложностью не отличалось: на сторону Зла
люди становятся по собственной воле. Никто не опоил и не обманул
волшебника Сарумана, он все сделал самостоятельно, в трезвом уме,
здравой памяти.
Однако и путь Добра был не так прост. Жалкий и потерявший все Горлум,
обуреваемый одной страстью, к «моей прелесссти», слишком похож на
высоких и обретших все эльфов, обуреваемых одной страстью, к чистоте
своей крови. Страсть уродует, хотя иногда по лицу и не скажешь.
То же
самое о путях Света и Тьмы можно сказать и применительно к «Звездным
войнам», где Добро выглядит порой, мягко говоря, странно, и, разбирая
«Гарри Поттера», где Зло все стремится сделать что-то ужасное, да все
как-то неубедительно.
Мир Толкиена настолько пластичен и
универсален, что орков и эльфов можно менять местами, не слишком потеряв
в сути: роман Андрея Лазарчука «Мы – урус-хаи», в котором
восстанавливается доброе имя «приспешников Зла» – лучшая тому порука.
Сегодня – не 1937 год, и потому давно уже не важно, кого именно
подразумевал автор, говоря о хоббитах, кого имел в виду, рисуя орков, а
кто выступал в роли эльфов. Ответы есть, хотя и споры ведутся до сих
пор, но это уже – детали. Важно совсем иное.
Со времен публикации
«Хоббита» изменилось, кажется, слишком многое, но если мы немного
отвлечемся от гаджетов и возможности еще более изощренно убивать людей,
чем раньше, то окажется, что главное осталось точно таким же, как и
было. Орки клянут эльфов, эльфы презирают орков, промеж всех огней
мечутся в панике оставшиеся случайно в живых люди и пытаются хотя бы
понять, что вообще происходит.
Люди – главные толкиеновские
статисты, в битве рас (после нацизма это слово звучит, конечно, совсем
плохо, но другого нет) им отведена последняя роль, даже хоббиты –
нужнее, и именно в этой игре мы все до сих пор участвуем.
Государства
(причем вообще все, такова уж их природа) правят подданными, как
орками, своих пешек в большой игре они назначают эльфами (Виктория
Нуланд приобщала к бессмертию через печеньки, а там уже и «Небесная
сотня», сразу – в Рай), корпорации учат свой топ-менеджмент азам
эльфийского этикета, а презрение всех ко всем – вообще фирменная черта
наших печальных времен.
Европейцы брезгливо, но честно пытаются
помочь беженцам, ни на секунду не скрывая того факта, что они здесь –
первосортные эльфы, наши сетевые бездельники и украинские добровольные
помощники Арсена Авакова изо дня в день зовут Россию Мордором (это слово
– тоже из толкиеновского словаря), а патриоты отказывают в человеческой
природе то геям, то феминисткам.
Защитники геев и феминистки в свою очередь готовы «отправить в
биореактор» «быдло», а какой-нибудь спаситель бездомных котят, глазом не
моргнув, может избить жену. Это логично, она же не котенок, заслужила,
наверное. Стройная фея с осиной талией, глядя на полноватую девушку,
содрогается, как от удара под дых, и начинает свою отповедь чуть ли не с
мата.
В 37-м году Толкиен пытался – в доступной для современников
форме – описать тоталитаризм государства, но вывел идеальную формулу
тоталитарного человека, который сам готов стать Гитлером, поделить мир
на тех, кому жить, кому умереть, а потом запостить в Фейсбук
глубокомысленный пост о том, как же тяжко ему жить в мире, где его никто
не понимает.
Орки до сих пор ненавидят эльфов, эльфы и по сей
день терпеть не могут орков, люди из разных королевств не доверяют
вообще никому, и даже хоббитам не спрятаться в пряничных домишках.
Придут, достанут, заставят идти в поход.
Но правда – если она
вообще есть – состоит в том, что все это – ненормально, это какое-то
искажение замысла (о нем Толкиен написал «Сильмариллион»). А норма – это
когда несть ни орка, ни эльфа, как не было для Христа ни эллина, ни
иудея. Есть просто люди, которые придумали себе жестокие сказки и мучают
друг друга ради красивой идеи, идейной красоты или просто так, от
скуки.
Если 21 сентября 2015 года и существует хоть один повод
перечитать «Хоббита», то отказ от чьего бы то ни было мучительства – это
он и есть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий