Почему Владимир Путин боится Рамзана Кадырова, что такое «вассальная армия» и кто такие «крашники», сколько стоит место в «элитных» подразделениях и почему проспект Путина в Грозном нельзя называть проспектом Победы.
«Мы знаем, что была семья Ельцина, мы знаем друзей Путина, теперь мы знаем семью Путина, сын в этой семье — Рамзан»
Михаил Ходорковский, Открытая Россия
Армия Рамзана
Фото: Муса Садулаев / AP / East News
Вся современная силовая структура Чечни начала формироваться в 2002 году, еще во время второй военной кампании. Тогда в элитные отряды попадали ополченцы — бойцы братьев Ямадаевых и муфтия Ахмата Кадырова. Так были сформированы батальон «Запад» (700 бойцов), батальон «Восток» (700 бойцов) и служба безопасности президента (более 2000 бойцов).
Другая часть чеченских силовиков — бывшие сепаратисты. Новая прокремлевская власть в лице Ахмата Кадырова формировала армию из своих противников: в обмен на преданность боевикам прощались военные преступления. Так было образовано чеченское Министерство внутренних дел, отдельный элитный полк патрульно-постовой службы МВД и служба безопасности президента Чечни. Последняя стала основой главных батальонов Рамзана Кадырова: «Юга» (700 бойцов) и «Севера» (600 бойцов).
«На сегодняшний день Рамзан Кадыров создал самые эффективные силовые структуры в России»
Ксения Собчак, журналист
Одно из самых влиятельных подразделений министерства внутренних дел — Нефтяной полк (2400 бойцов). Именно его бойцам поручено охранять родовое село Кадыровых Центарой. Под личным контролем Рамзана находится и чеченский ОМОН (300 бойцов).
Численность МВД Чечни постоянно увеличивается. По некоторым данным, с начала существования количество бойцов ведомства выросло почти в четыре раза. А неподконтрольные силовые подразделения Кадыров фактически уничтожил. Так, батальоны «Запад» и «Восток» были расформированы еще в 2008 году, после войны Кадырова с кланом Ямадаевых. Единственное влиятельное российское подразделение в Чечне — 42-ю дивизию (16000 человек) — уничтожил Кремль в результате военной реформы.
Точная численность армии Рамзана Кадырова неизвестна. По разным данным, всего в ней состоят до 80 тысяч бойцов. В конце прошлого года Рамзан Кадыров выступил на стадионе в Грозном, где в вечной верности ему поклялись 20000 силовиков.
«Путин считает тремя важнейшими достижениями своего правления умиротворение Северного Кавказа, общую политико-экономическую стабилизацию в стране и аннексию Крыма. И в этом смысле Кадыров — это треть его достижений»
Станислав Белковский, политолог
Деньги Рамзана
Фото: Simon Roberts / eyevine / East News
Принято считать, что источник бесконечного благосостояния Чечни — бюджетные вливания. Сказать, сколько точно республика получила за последние 15 лет невозможно. Только официальных дотаций без малого 500 миллиардов рублей. И это не считая средств, которые федеральные ведомства в Чечне тратят напрямую.
Однако, настоящий золотой рог Кадырова — не российский бюджет. Кормит Кадырова и его клан сложная система дани, которую он выстроил с приходом к власти, — Фонд имени Ахмата Кадырова.
Официально руководит фондом мать Рамзана, Аймани Кадырова. В описании деятельности сказано: «Фонд занимается реализацией социальных проектов в республике. В частности, содействует строительству жилья, мостов, дорог, а также оказывает помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
Одна деталь — деньги на строительство и восстановление Чечни после войны все эти годы выделяет федеральный бюджет. А среди проектов фонда имени Ахмада Кадырова встречаются совсем другие истории.
Последние социальные инвестиции фонда — 16 мотоциклов Harley Davidson, подаренные «Ночным волкам». Также в списке расходов — часы Сергею Звереву за 100 тысяч евро, Porsche Cayenne Яне Рудковской за 250 тысяч, миллион евро Диего Марадоне за то, что поиграл с Кадыровым в футбол, еще миллион актрисе Хиллари Суонк за то, что прилетела в Грозный на частном самолете поздравить Рамзана с днем рождения, два миллиона Майку Тайсону за то, что приехал с ним побоксировать... Продолжать можно бесконечно.
«Кадыров — мощный, хитрый, быстро прибирающий всё к рукам местный князек. Он успешно вживил Путину в голову мысль о том, что он его пехотинец»
Ксения Соколова, журналист
На вопрос о том, кто финансирует фонд, Кадыров обычно говорит: добрые люди. Или Аллах. Иногда даже называет имена — в основном, это чеченские бизнесмены, например, братья Умар и Хусейн Джабраиловы, Руслан Байсаров, Михаил Гуцериев и другие. Но и их регулярные вложения — не главный источник доходов фонда.
Раз в месяц каждый чеченец платит в фонд Кадырова взносы. Ставка варьируется в зависимости от статуса чеченца. Бюджетники отдают меньше всех — 10 процентов заработка. Система простая. Например, вы учитель в школе. В бухгалтерии вы расписываетесь, предположим, за зарплату в 20 тысяч рублей. А на руки получаете только 18 тысяч. Остальные идут напрямую в фонд. Работникам частных компаний везет меньше. Они отдают треть. Работаете на автомойке, получаете 30 тысяч? 10 из них должны отдать сборщикам подати. Бизнесу тяжелее всех. Предприниматели отдают половину своей прибыли в фонд. Не согласиться — значит потерять всё.
Ежемесячный объем дани лишь по приблизительным оценкам опрошенных нами экспертов достигает трех–четырех миллиардов рублей. Естественно, никакими налогами эти деньги не облагаются и существуют вне закона и какого бы то ни было контроля.
«Какой там Следственный комитет, прокуратура, или ФСБ — о чем вы? Повар командира ОМОНа на все имеет право, потому что он повар командира ОМОНа»
Игорь Каляпин, Комитет против пыток
Жертвы Рамзана
Сацита и Зарган Айдамировы
Фото: Муса Садулаев / AP / East News; Кадр из фильма
В 2013 году из автомойки в небольшом чеченском селе Гелдаган пропали две женщины. Сестры Сацита и Зарган Айдамировы работали на автомойке и там же и жили. А утром 10 мая их не нашли: двери здания были настежь открыты, вещи — разбросаны, на стенах — следы от пуль, на полу — лужи крови.
На мойку подъехала бригада оперативников. В какой-то момент к полицейским подошел мужчина, представившийся «Рейнджером». Этот позывной принадлежит влиятельному кадыровцу, участковому уполномоченному Шалинского ОМВД Али Вахаеву. Затем «Рейнджер» отошел и долго говорил по телефону. Кто-то из местных услышал, как он сказал: «Это наша работа, и об этом знают наверху».
На следующий день, 11 мая, в Чечне сменился начальник следственного комитета. Должность занял Сергей Бобров, не связанный с местными силовыми структурами. Через некоторое время после пропажи женщин следователь Бобров лично прибыл на автомойку, чтобы осмотреть место происшествия. Туда же опять приехал «Рейнджер» и по телефону рассказывал о всех действиях сотрудников СК.
Но расследовать дело Боброву не удалось: уже в ноябре 2013 года он внезапно ушел в отпуск, из которого так и не вернулся. Приказ об увольнении Боброва подписал лично Владимир Путин. По мнению журналистов и правозащитников, отставка Боброва во многом была связана с его расследованием дела об убийстве на автомойке, и убран он был по личному требованию Рамзана Кадырова.
«Чеченские силовики — это, в первую очередь, каратели. Это опричнина. И, как и опричнина Ивана Грозного, подчиняется конкретным задачам. Если нужно сжечь дома родственников боевиков, дома будут сожжены. Если нужно пытать, будут пытать»
Григорий Шведов, Кавказский узел
Алихан Ахмедов
Фото: Муса Садулаев / AP / East News; Кадр из фильма
В 2007 году Алихан работал оперуполномоченным ОВД по Заводскому району Грозного по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. Он расследовал убийство полицейского, подозрения пали на сотрудника ОМОНа, который был должен убитому 200 тысяч рублей.
Алихан (по указанию министра внутренних дел Чечни Руслана Алханова) допросил подозреваемого, а на следующий день утром получил смс с текстом: «Не лезь не в свое дело, жив будешь». Вечером в тот же день восемь омоновцев ворвались в кафе, где ужинал Алихан, начали стрелять, схватили его и затолкали в автомобиль. Ссылались они на приказ командира чеченского ОМОНа Алихана Цакаева.
Ахмедов очнулся на базе чеченского ОМОНа. Ему связали веревкой руки за спиной и засунули в рот тряпку. Веревку перекинули через ветку дерева и подвесили Алихана за ноги. После этого сотрудники ОМОНа начали избивать Ахмедова. Избивали его посменно, били и руками, и ногами — по телу и голове. Это продолжалось около трех часов. Ахмедов несколько раз терял сознание, его обливали из ведра холодной водой. Во время избиения кто-то из сотрудников ОМОНа тушил о шею Ахмедова сигареты.
В конце показательного избиения на базе появился командир ОМОНа Алихан Цакаев и министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов. Цакаев прочитал речь о том, что никто не имеет права обидеть сотрудника ОМОНа, а если кто-то решится на подобное, то его ждет такая же участь.
«Чечня — это карточный домик, который все боятся разрушить. У Кадырова есть карт-бланш на похищения, пытки и полную вседозволенность»
Антон Рыжов, Комитет против пыток
Ризван Мацаев
Фото: Муса Садулаев / AP / East News
Ранним утром 20 января 2014 года Ризван вышел из своей квартиры в Грозном, пошел в мечеть на утренний намаз. Больше о нём никто ничего не слышал.
Родственники уверены, что он стал жертвой профилактических рейдов силовиков. После приказа Кадырова усилить борьбу с радикальными исламистами, в Чечне один за другим начали пропадать молодые люди. В первую очередь ловили тех, кто носит бороды без усов и подворачивает штаны. Считается, что это главные черты ваххабитов.
Мать Ризвана Зура Мацаева уверена в том, что за его пропажей стоят силовики. После похищения парня пропали еще трое его друзей. Каждому из них звонили оперативники и просили выйти из дома. Ребята выходили во двор и обратно уже не возвращались.
Двух молодых людей, схваченных вместе с Ризваном, удалось отбить спустя полгода плена и издевательств в подвалах чеченской полиции. Родным их вернули после вмешательства правозащитников. Где находится Ризван Мацаев, и жив ли он, отпущенные на свободу ребята сказать не смогли.
«Случись в Москве какие-то крупные акции протеста, случись "русский майдан" — я не знаю, будут ли московские полицейские стрелять в народ. А кадыровцы с удовольствием»
Станислав Дмитриевский, журналист
Муса Ломаев
Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости / AP / East News; Кадр из фильма
Первую чеченскую Муса застал в тринадцатилетнем возрасте. Отсиживались в подвале, потом отец вывез всю семью в Дагестан. Во время второй войны Мусе уже было 18. Он считал себя приверженцем умеренного ислама, вступил в одно из боевых подразделений Ичкерии. За несколько месяцев, что Муса провел в лесах, он так и не принял участия ни в одном бою, а затем и вовсе уехал в Ингушетию — потому что остался единственным мужчиной в семье, если не считать брата-инвалида.
В Ингушетии Ломаев жил в вагонах заброшенных поездов. Денег, еды и работы не было. После войны Муса женился и вернулся в Грозный. Начал работать строителем, учился на химико-биологическом факультете.
В 2004-м его задержали. Ранним утром ворвались домой и увезли в Ленинское РОВД. Несколько дней избивали, затем допросили по делу о терроризме. Мусу обвинили в двух терактах — в том числе, в подрыве КПП и машины с милиционерами. В общей сложности ему грозило 20 лет. Муса отказался подписать показания. Тогда его отвезли на базу и стали пытать. Изощренные издевательства продолжались часами, каждый день, четыре месяца подряд. В какой-то момент Муса оказался в ОРБ-2 — самом страшном месте пыток в Чечне: «Если в РОВД били, душили до потери сознания, надевали противогаз с зажатым клапаном, то сюда могли привезти жену и изнасиловать ее на твоих глазах, избивать мать или отца, вставить электропровод в задний проход… Одному чеченцу в ОРБ-2 отрезали яйцо. Он заявил об этом в ходе процесса, а судья ему со смехом: “Не верю, покажи!“ Да ему проще умереть, чем прилюдно штаны снять. В итоге он получил 18 лет».
Ломаева оправдали. Он объясняет это тем, что его родственники заплатили судье 50 тысяч долларов. Оказавшись на свободе, Муса решил уехать из Чечни. Он добрался с женой до Бреста, оттуда в польский лагерь для политических беженцев, а потом в Финляндию, где они теперь и живут.
Фото: Simon Roberts / eyevine / East News