Группа выпустила пластинку, которая, возможно, станет последней в ее обширной дискографии.
Легенды вернулись!
Когда коллективы, подобные Deep Purple, выпускают новые пластинки, это в любом случае становится большим событием в мире музыки. Двадцать первый (!) альбом британских классиков хард-рока вызывает интерес даже у тех, кто не является поклонником группы. Я и сам начал слушать Deep Purple относительно недавно и могу судить о творчестве коллектива непредвзято – без оглядки на бренд и былые заслуги.
Послушать спокойно и вдумчиво новый альбом у меня была возможность за несколько дней до релиза. Как это часто бывает с работами больших групп, пластинка раскрылась не сразу и заходила постепенно – песня за песней. За саунд снова, как и на прошлых двух альбомах, отвечал Боб Эзрин. И результат снова впечатляет – плотный, глубокий, насыщенный нюансами звук. При этом по музыкальному материалу альбом отличается от двух своих предшественников. А вот в лучшую или худшую сторону – пусть каждый решит сам.
В этом альбоме, на первый взгляд, нет ярких хитов и масштабных эпических полотен. Группа на этот раз пошла по пути минимализма – самая длинная вещь не дотягивает и до шести минут. Хронометраж ровно такой, каким и должен быть в современных рок-альбомах. Не слишком длинный, но и не короткий – 51 минута. Пластинку легко можно одолеть в один присест, а потом поставить на повтор.
Их прощальный поклон?
Открывает альбом уже знакомая композиция Throw My Bones, которая лично мне зашла еще в виде сингла. Далее следуют Drop The Weapon и We're All The Same In The Dark, довольно типичные для поздних DP песни, где акцент сделан на клавишные партии, а гитарные соло Стива Морса скупы и минималистичны. Вся пластинка выдержана примерно в одном, среднем темпе, стилистически довольно однородна, а многие песни спокойны, вдумчивы и неторопливы. Исключения составляют разве что заводной рок-н-ролльный номер What The What да напористая The Long Way Round, которые как бы служат неким водоразделом и делят альбом на две части.
Во второй части пластинки впечатляет своей атмосферностью и красотой размеренная The Power Of The Moon. Короткая инструментальная интерлюдия Remission Possible плавно переходит в знакомую по синглу Man Alive. Ближе к финалу группа приготовила сюрприз для своих давних поклонников - переработанную композицию And The Address, открывавшую дебютный альбом DP. В новом прочтении эта вещь стала заметно жестче, а по экспрессии ничем не уступает оригиналу. Завершает альбом слегка прифанкованная вещица Dancing In My Sleep. Достойный финал хорошей пластинки.
Как я и говорил выше, в альбоме сложно выделить лучшие либо откровенно проходные вещи. Пластинка получилась слишком ровной и монолитной. При этом ее нельзя назвать однообразной. Здесь точно есть, что послушать. Глупо сравнивать новую работу DP с классикой 70-х и ждать от ветеранов вторых «Дыма над водой», «Звезды хайвэя» или «Дитя во времени». Молодость музыкантов, как и их многих поклонников, осталась давно позади. Но Deep Purple выпустили современный и самодостаточный альбом, естественный и органичный для их почтенного возраста. Участники группы через многое прошли и многое повидали в жизни. И им нет нужды подстраиваться под чьи-то сиюминутные вкусы и что-то кому-то доказывать. Зато по-прежнему есть что сказать. Группа осталась собой и это, на мой взгляд, самое главное.
Хард-рок для самых взрослых. Рецензия на альбом группы Deep Purple "Whoosh!" (2020)
Трудно новому альбому старых рок-героев находить симпатии в России, где большинство меломанов всегда считали «подлинными» только первые работы любимых коллективов, максимум до первой серьёзной перестановки в их составах. Британские рок-герои Deep Purple – видимо, единственное исключение из этого правила, но и они в последнюю четверть века не избежали у нас разговоров на тему «группа уже не та». Не избежит подобных суждений и новейший альбом группы “Whoosh!” Однако, если вслушаться в новинку с позиции эксперта, становится понятно, что эта работа – хорошо действующая инструкция по выживанию группы-ветерана в современных условиях работы шоу-бизнеса и всё большего и большего дробления слушательской аудитории. Обязательный пункт этой инструкции – наличие у группы продюсера-единомышленника, также освоившего все студийные премудрости с полвека назад.
Даже сейчас очень трудно оценивать работы объективно великих и неизменно популярных в России групп взглядом в направлении заграницы – никто из нас, вошедших в мир рок-н-ролла именно с песнями Deep Purple ещё в 70-е, не свободен от инерции мышления. То есть для многих из нас любой альбом английского квинтета до сих пор кажется важным художественным заявлением, преисполненным какого-то гигантского и не всегда понятного значения. Но в 2020 году пора отдавать себе отчёт в том, что Deep Purple были и остались не какими-то сверхгероями, а одной из лучших рок-групп 70-х, не лишённых в том числе слабых сторон. Конечно, ни в России (и шире – в странах бывшего СССР), ни в Японии над этим не принято задумываться, но вспомните сами, мало ли было у Deep Purple необязательных, выразимся так, альбомов? Конечно, необязательность эта была самого разного рода, иногда происходившая от утери взаимодействия в коллективе или полного равнодушия к результатам творчества, как то происходило с альбомами “Who Do We Think We Are!” (1973) и “The Battle Rages On” (1993) соответственно. Но, когда группа находится на сцене 52 с лишним года, пусть и в перерывом на восьмилетние (1976–1984) каникулы, можно уже никому ничего не доказывать, а просто писать такие песни, какие пишутся, и исполнять их так, как руки на грифы и клавиатуры ложатся. Вряд ли музыканты Deep Purple ставят ныне перед собой цель по созданию сногсшибательных хитов – их у группы и так немало, и работы состава как минимум с 1998 года можно описать никого не обижающим словосочетанием «очередной альбом».
Но каждому заинтересованному персонажу, от музыкантов Deep Purple до экспертов и рядовых поклонников хочется, чтобы каждый очередной альбом группы отвечал лично их звуковым представлениям о том, что это такое – великая группа в текущий момент времени. И тут, не будем кривить душой, у позднего Deep Purple до последних лет существовали изрядные проблемы. Бас-гитаристу Роджеру Гловеру, бывшему на протяжении 1984–1998 годов основным продюсером группы, под конец этого периода начало почему-то казаться, что коллективу необходим сторонний продюсер со свежим взглядом на музыкальный материал. Да, американский продюсер Майкл Брэдфорд был и остался большим профессионалом, но его покусительство на сам звук Deep Purple ничего, кроме удивления, не вызывало. И если альбом “Bananas” (2003) ещё вытянул свою порцию материального уважения за счёт материала, то “Rapture Of The Deep” (2005) оказался полным провалом. В результате группа удалилась от студийной работы почти на восемь (!) лет, и вернулась к ней совершенно другим с точки зрения мироощущения через свой звук коллективом.
Видеоклип к пьесе "Throw My Bones"
Перемен в составе не было, но альбом “Now What?!” (2013) оказался спродюсирован патриархом шоу-бизнеса, канадцем Бобом Эзриным, на счету которого – важнейшие рок-альбомы 70-х, в том числе сильно не последние работы Элиса Купера, Kiss и Pink Floyd. Именно позитивная опрокинутость Боба в ретро-звучание и прекрасная память о том, как оно достигается, обеспечила “Now What?!” тёплый приём публики, даже несмотря на то, что с хитами на альбоме было не густо, и вообще он производил впечатление сольного ретро-альбома вокалиста Яна Гиллана. Но на дворе стояли уже 2010-е, и ретро-звук был в цене, тем более выстроенный специалистом такого калибра. На предпоследнем альбоме Deep Purple “Infinite” (2017) звучание оказалось несколько более облагороженным, но сейчас Боб и музыканты опять полностью окунулись в ретро-саунд, который хочется приписать даже не началу 70-х, а концу 60-х годов.
Нежелание никому ничего доказывать, а просто играть музыку в своё удовольствие и наслаждаться статусом рок-легенды в полной мере описывается недавним высказыванием Роджера Гловера: «Мы не собираемся делать громких заявлений об уходе на покой, а просто констатируем, что каждый из наших альбомов может оказаться последним». Будет это “Whoosh!” или какая другая работа – неведомо, но в целом новинка необычайно греет душу слушателя со стажем именно своим бесстыдно архаичным звучанием, придающим ему сходство аж с тремя первыми альбомами Deep Purple (1968–1969). Дело не только в том, что здесь оказалась переаранжированная и перезаписанная версия инструментальной пьесы “And The Address”, открывшая в 1968 году альбомную дискографию квинтета. Ведь в контексте альбома прекрасно слушается и поднятый в миксе вокал Гиллана (ну будто на широкую аудиторию эти песни рассчитаны, как в совсем былые времена!) и ежетактные блюз-роковые банальности в партиях гитар и клавишных Стива Морза и Дона Эйри. Совершенно необходимо похвалить музыкантов и продюсера за подлинно драматургическую выстроенность песенной программы – концентрация «почти хитов» в начале альбома (в том числе боевых номеров “Throw My Bones” и “No Need To Shout” и удивительного блюзового вальса “Nothing At All”) компенсируется некоторым эмоциональным провалом во второй части программы – что ж, расслабиться после дозы громкой музыки никому не вредно. А в замыкающей альбом “Dancing In My Sleep” музыканты экспериментируют с некими клавишными созвучиями, очень модными так для года 1973-го. Да, не удивляйтесь, “Whoosh!” звучит никак не современнее классического “In Rock” (1970), но в этом и сила, и пример альбома – пример для всего старшего поколения музыкантов. Такой материал даже классическим хард-роком не назовешь – это воистину хард-рок для самых взрослых, попутно сообщающий нам о том, почему у совсем молодых ретро-групп не получается достоверный ретро-звук. Что ж, настоящий ретро-рок – он, видимо, не для исполнения молодыми музыкантами. Ведь всё, что вам нужно – это музыканты-ветераны и понимающий их с полуслова продюсер, и наоборот. А звучание “Whoosh!” – это настоящий аргумент против mp3-файлов и низкобитного потокового аудио цифровых сервисов и за физические носители. Похвально, что музыканты Deep Purple даже в почтенном возрасте и не самым обязательным альбомом сразу сообщают человечеству о столь многом. Ну и радуют слух своих старых поклонников, само собой.
Даже сейчас очень трудно оценивать работы объективно великих и неизменно популярных в России групп взглядом в направлении заграницы – никто из нас, вошедших в мир рок-н-ролла именно с песнями Deep Purple ещё в 70-е, не свободен от инерции мышления. То есть для многих из нас любой альбом английского квинтета до сих пор кажется важным художественным заявлением, преисполненным какого-то гигантского и не всегда понятного значения. Но в 2020 году пора отдавать себе отчёт в том, что Deep Purple были и остались не какими-то сверхгероями, а одной из лучших рок-групп 70-х, не лишённых в том числе слабых сторон. Конечно, ни в России (и шире – в странах бывшего СССР), ни в Японии над этим не принято задумываться, но вспомните сами, мало ли было у Deep Purple необязательных, выразимся так, альбомов? Конечно, необязательность эта была самого разного рода, иногда происходившая от утери взаимодействия в коллективе или полного равнодушия к результатам творчества, как то происходило с альбомами “Who Do We Think We Are!” (1973) и “The Battle Rages On” (1993) соответственно. Но, когда группа находится на сцене 52 с лишним года, пусть и в перерывом на восьмилетние (1976–1984) каникулы, можно уже никому ничего не доказывать, а просто писать такие песни, какие пишутся, и исполнять их так, как руки на грифы и клавиатуры ложатся. Вряд ли музыканты Deep Purple ставят ныне перед собой цель по созданию сногсшибательных хитов – их у группы и так немало, и работы состава как минимум с 1998 года можно описать никого не обижающим словосочетанием «очередной альбом».
Но каждому заинтересованному персонажу, от музыкантов Deep Purple до экспертов и рядовых поклонников хочется, чтобы каждый очередной альбом группы отвечал лично их звуковым представлениям о том, что это такое – великая группа в текущий момент времени. И тут, не будем кривить душой, у позднего Deep Purple до последних лет существовали изрядные проблемы. Бас-гитаристу Роджеру Гловеру, бывшему на протяжении 1984–1998 годов основным продюсером группы, под конец этого периода начало почему-то казаться, что коллективу необходим сторонний продюсер со свежим взглядом на музыкальный материал. Да, американский продюсер Майкл Брэдфорд был и остался большим профессионалом, но его покусительство на сам звук Deep Purple ничего, кроме удивления, не вызывало. И если альбом “Bananas” (2003) ещё вытянул свою порцию материального уважения за счёт материала, то “Rapture Of The Deep” (2005) оказался полным провалом. В результате группа удалилась от студийной работы почти на восемь (!) лет, и вернулась к ней совершенно другим с точки зрения мироощущения через свой звук коллективом.
Видеоклип к пьесе "Throw My Bones"
Перемен в составе не было, но альбом “Now What?!” (2013) оказался спродюсирован патриархом шоу-бизнеса, канадцем Бобом Эзриным, на счету которого – важнейшие рок-альбомы 70-х, в том числе сильно не последние работы Элиса Купера, Kiss и Pink Floyd. Именно позитивная опрокинутость Боба в ретро-звучание и прекрасная память о том, как оно достигается, обеспечила “Now What?!” тёплый приём публики, даже несмотря на то, что с хитами на альбоме было не густо, и вообще он производил впечатление сольного ретро-альбома вокалиста Яна Гиллана. Но на дворе стояли уже 2010-е, и ретро-звук был в цене, тем более выстроенный специалистом такого калибра. На предпоследнем альбоме Deep Purple “Infinite” (2017) звучание оказалось несколько более облагороженным, но сейчас Боб и музыканты опять полностью окунулись в ретро-саунд, который хочется приписать даже не началу 70-х, а концу 60-х годов.
Нежелание никому ничего доказывать, а просто играть музыку в своё удовольствие и наслаждаться статусом рок-легенды в полной мере описывается недавним высказыванием Роджера Гловера: «Мы не собираемся делать громких заявлений об уходе на покой, а просто констатируем, что каждый из наших альбомов может оказаться последним». Будет это “Whoosh!” или какая другая работа – неведомо, но в целом новинка необычайно греет душу слушателя со стажем именно своим бесстыдно архаичным звучанием, придающим ему сходство аж с тремя первыми альбомами Deep Purple (1968–1969). Дело не только в том, что здесь оказалась переаранжированная и перезаписанная версия инструментальной пьесы “And The Address”, открывшая в 1968 году альбомную дискографию квинтета. Ведь в контексте альбома прекрасно слушается и поднятый в миксе вокал Гиллана (ну будто на широкую аудиторию эти песни рассчитаны, как в совсем былые времена!) и ежетактные блюз-роковые банальности в партиях гитар и клавишных Стива Морза и Дона Эйри. Совершенно необходимо похвалить музыкантов и продюсера за подлинно драматургическую выстроенность песенной программы – концентрация «почти хитов» в начале альбома (в том числе боевых номеров “Throw My Bones” и “No Need To Shout” и удивительного блюзового вальса “Nothing At All”) компенсируется некоторым эмоциональным провалом во второй части программы – что ж, расслабиться после дозы громкой музыки никому не вредно. А в замыкающей альбом “Dancing In My Sleep” музыканты экспериментируют с некими клавишными созвучиями, очень модными так для года 1973-го. Да, не удивляйтесь, “Whoosh!” звучит никак не современнее классического “In Rock” (1970), но в этом и сила, и пример альбома – пример для всего старшего поколения музыкантов. Такой материал даже классическим хард-роком не назовешь – это воистину хард-рок для самых взрослых, попутно сообщающий нам о том, почему у совсем молодых ретро-групп не получается достоверный ретро-звук. Что ж, настоящий ретро-рок – он, видимо, не для исполнения молодыми музыкантами. Ведь всё, что вам нужно – это музыканты-ветераны и понимающий их с полуслова продюсер, и наоборот. А звучание “Whoosh!” – это настоящий аргумент против mp3-файлов и низкобитного потокового аудио цифровых сервисов и за физические носители. Похвально, что музыканты Deep Purple даже в почтенном возрасте и не самым обязательным альбомом сразу сообщают человечеству о столь многом. Ну и радуют слух своих старых поклонников, само собой.