Недостаток ресурсов способствует развитию воображения: не секрет, что товарный дефицит в СССР компенсировался традиционной находчивостью
российских граждан. Когда для творчества не было ни материалов,
ни средств, их приходилось добывать, не спрашивая ничьего разрешения. fixik_papus делится историей из своей молодости.
С техническим творчеством в СССР (по крайней мере в том, который я застал в конце 80-х) дело обстояло.... хм, неоднозначно.С одной стороны, в моем городке во Дворце пионеров существовала масса технических кружков, абсолютно бесплатных и с толковыми руководителями. И можно было посещать хоть все сразу, если желание есть и расписание не пересекается.
С другой стороны, материалов «для творчества» никто не давал. Ни бесплатно, ни за деньги.
С третьей стороны, все нужные, не очень нужные и совсем не нужные материалы-деталюшки можно было без труда разыскать на промышленных свалках...
Но вот, согласно постановлениям партии и правительства, по всей стране началось открытие магазинов «Сделай сам».Где, теоретически, можно будет купить занедорого все то, что мы-пацанята на свалках выковыривали. В моем городке сие знаменательное событие произошло в 1988 году.
В день открытия я, естественно, оказался в числе первых клиентов вышеозначенного магазина. Ассортимент, если держать в голове «ассортимент» свалки ближайшего ПромПрибора — меня не порадовал. Вдобавок — зачем платить за какие-то обрезки фанеры, если можно взять совершенно невозбранно и бесплатно их же в таком количестве, какое сможешь утащить?
А вот один отдельчик заставил меня задержаться-задуматься.
Продавалась в нем «некондиция». А именно — бытовая радиоэлектронная аппаратура от телевизоров до магнитол, новая, но неработающая. За ровно 50% от ее розничной цены.
При том, что купить такой же магнитофон, но исправный, в соседнем магазине «радиотовары» — невозможно. 1988 год. Дефицит, однако. Если захотелось «мафон» вот прямо сразу — то это вам не в «радиотовары», а в «комиссионный», там можно даже «видак» купить. За половину цены «жигулей», ага.
На дворе 1988 год. Мне 15 лет. Сочетание состояния дел в стране и возраста как-то вдруг привело к тому, что внезапно...
Внезапно оказалось, что деньги — есть очень полезная и нужная штука. Хотя бы потому, что они весьма любимы девочками всех возрастов и цвета волос.
Размышления в отделе «некондиция» продолжались минут 15. И привели к составлению, как сейчас модно говорить, бизнес-плана. Ныне его принято записывать так:
1. Покупаем неисправный магнитофон за 50% установленной розничной цены.
2. Ремонтируем.
3. Сдаем в «комок» по установленной розничной цене.
4...
5. Профит!
Ремонт «тогда» — не то что «сейчас». К каждому изделию придавалась подробная схема, электрическая и кинематическая, а к телевизорам — даже осциллограммы сигналов в контрольных точках. Все удобства, так сказать.
Продавалось все «на ура». Дольше недели — ничего не залеживалось.
Была еще мелкая неприятность. В мануале на «мафон» на обложке стоял большой жирный штамп «некондиция». Пришлось провести некоторые химические эксперименты, результатом которых стал вывод: идеальным средством выведения штампа, «отрицательно влияющего на потребительскую привлекательность товара» — является отбеливатель «Белизна».
Правда, в процессе экспериментов пара инструкций была безнадежно испорчена, но это мелкие издержки (и так продастся, куда оно денется).
Все накладные и прочие непроизводственные расходы составляли ровно 8%. Такой процент брал советский «комиссионный» магазин за свои услуги. Запчасти — бесплатно, на свалке ПромПрибора. Механику же можно и напильником доработать, ничего там сложного нет.
Итого «рентабельность инвестиций» составляла 42% со сроком оборачиваемости порядка двух недель. Объемы продаж лимитировались только количеством завозимой в магазин «некондиции» (очень скоро я стал скупать все, что туда привозили), а потенциальный рынок можно было считать бесконечным.
Согласно Марксу, при такой рентабельности капиталист находится где-то между «становится оживленным» до «положительно готов сломать себе голову». Ну да, все правильно дедушка сказал...
Продолжалось такое счастье года два. Потом сперва «некондицию» привозить перестали. А затем — все магазины — от «Умелых рук» до «радиотоваров» — стали «комками», заваленными БРЭА (и не только) из далекого забугорья...
Ну, а ныне в том помещении — банальный стандартный «Магнит».
Комментариев нет:
Отправить комментарий