Владимир Путин приехал в Ташкент не с пустыми руками: Узбекистан как давний партнер и лояльный союзник под Новый год получил от Кремля щедрый подарок. Вслед за Кубой ему списали копившийся еще со времен СССР долг в объеме $ 865 млн. Этот широкий жест позволит открыть новую страницу в российско-узбекских отношениях, однако склонить Ислама Каримова к участию в Евразийском экономическом союзе пока не удалось. Узбекский лидер открыто приревновал Россию к ЕАЭС и попросил Владимира Путина не терять интереса к СНГ.
Отношения Ташкента и Москвы последнее время трудно было назвать близкими и тесными, а сам Узбекистан явно не считался российским приоритетом в Средней Азии. В сентябре на саммите ШОС Ислам Каримов даже жаловался Владимиру Путину, что из-за редких контактов он «потерял ориентир» и «находится в прострации», не имея достоверной информации о позиции Кремля по ключевым вопросам мировой повестки дня. После чего, собственно, и была согласована дата официального визита российского лидера.
Владимир Путин прилетел в Ташкент далеко за полночь, и сопровождавшие его министры с утра выглядели усталыми и невыспавшимися. Глава Минфина Антон Силуанов пожаловался журналистам, что проспал завтрак и теперь надеется на узбекское гостеприимство: после переговоров хозяева обещали накормить гостей пловом, чебуреками и мантами.
Без преувеличения можно сказать, что после Владимира Путина г-н Силуанов был главным действующим лицом на этих переговорах, так как именно ему предстояло подписать соглашение о списании с Узбекистана накопившегося с советских времен долга.
«Сам долг составляет 500 млн долларов, накопленные проценты по нему 390 млн. Из всей суммы наши партнеры погасят 25 млн, и спорные вопросы будут считаться урегулированными», — пояснил министр.
Столь щедрый подарок он объяснил необходимостью «перевернуть страницу» и начать финансовые отношения с Узбекистаном с чистого листа. В частности, теперь Россия сможет выдать республике кредиты на закупку военной техники и создание предприятий по переработке сельхозпродукции, ориентированных на российский рынок.
Другой министр — Александр Новак — в ожидании официальных мероприятий был вынужден объясняться с журналистами по повестке недавнего совещания в Кремле, где Путин выразил недоумение растущими ценами на бензин.
Ну и что планируете делать? Как будете снижать цены? — допытывались представители СМИ. Выяснилось, что особых рычагов для влияния на ситуацию у Минэнерго нет, да и мотивации, собственно говоря, тоже. Доля нефти в цене бензина, по словам Новака, составляет всего 10%, тогда как остальное — это налоги и акцизы, то есть доходы, перечисляемые в бюджет.
Понятное дело, что государство от этих денег добровольно отказываться не собирается. Более того — недавно акцизы на 5 класс бензина увеличились на 1 рубль, чтобы регионы могли пополнить свои дорожные фонды.
«Тем не менее, по итогам совещания ФАС поручили посмотреть, есть ли какие-то субъективные факторы, необоснованно влияющие на рост стоимости бензина. Соответствующий анализ будет представлен президенту в ближайшие дни», — заверил Новак.
На переговорах в Ташкенте российский министр энергетики должен был заступиться за Киргизию, которой узбеки перекрыли газ, оставив замерзать южные районы этой страны. Но пока, по признанию Новака, урегулировать эту проблему не удалось. Каждая из сторон осталась при своем мнении, и чтобы сдвинуться с мертвой точки потребуется «дополнительное время», сказал министр.
Тем не менее основные вопросы двусторонней повестки дня в ходе визита Владимира Путина были решены.
«Наши отношения постоянно развиваются, носят подлинно дружеский и взаимовыгодный характер», — подчеркнул российский президент.
По итогам переговоров стороны подписали четыре соглашения, в том числе программный документ об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годы.
За этот период Узбекистан, воспользовавшись санкциями, рассчитывает увеличить свою долю во внешнеторговом обороте РФ. Сейчас она составляет смешные 0,4% против 27,5% с российской стороны. В текущем году наш экспорт в республику снова вырос, тогда как импорт, напротив, заметно упал. Буквально месяц назад Ташкент жаловался на сложности с поставкой на российский рынок автомобилей узбекской сборки, текстильных изделий и сельскохозяйственной продукции, называя проводимую российскими властями политику дискриминационной.
«Вы знаете, узбеки тоже хороши, — с сердцах прокомментировал эти обвинения представитель Минэкономразвития, — в течение года они повысили акцизы на ряд наших товаров на 30-50%. В результате только поставщики труб потеряли около $60 млн».
Впрочем, к визиту Владимира Путина все имеющиеся разногласия были сняты: Ислам Каримов даже отдельно поблагодарил сопредседателя межправительственной комисси двух стран Дмитрия Козака за «упрямство в достижении цели». Предполагается, что подписанное соглашение даст стимул совместным проектам в области машиностроения, электротехники, фармацевтики, производства строительных материалов и пищевой продукции.
Что касается политического взаимодействия, то Ислама Каримова, как выяснилось, не на шутку беспокоит будущее СНГ и растущее влияние Евразийского экономического союза.
«Если Россия потеряет интерес к СНГ, он перестанет существовать, что было бы не совсем правильно», — заявил узбекский лидер.
По его мнению, заседания глав государств СНГ нужно проводить отдельно от встреч участников евразийского проекта и ни в коем случае не дублировать повестки и программы двух объединений.
«Иначе мы (лидеры стран СНГ) стреляем из пушки по воробьям», — обиженно резюмировал Каримов.
Тем не менее Узбекистан, по словам Дмитрия Козака, согласился провести консультации о возможном создании зоны свободной торговли с ЕАЭС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий