9 октября весь мир празднует 75-летие со дня рождения великого битла Джона Леннона.
В этом материале – неизвестные страницы из жизни легендарного музыканта
|
В юбилейные даты великих музыкантов принято вспоминать какие-то яркие страницы их биографии, однако в случае с Джоном Ленноном, чье 75-летие все прогрессивное человечество празднует 9 октября, это не такая уж и легкая задача.
На первый взгляд, о жизни великого битла известно все и вся. Но можно постараться – в биографии Джона есть факты, разрушающие некоторые устойчивые мифы о нем и помогающие нам построить чуть более полный образ одного из главных музыкантов ХХ века. Давайте попробуем разобраться с этими не слишком известными страницами из жизни Леннона.
Леннон и Маккартни так и не помирились Казалось бы, все знают о ссоре, которая произошла между Джоном и Полом, и многие считают, что бывшие друзья так больше никогда и не встретились и не предприняли ни малейшей попытки помириться. Между тем это не так – более того, Леннон и Маккартни однажды даже оказались в одной студии звукозаписи и записали вместе несколько вещей.
Это случилось в 1974 году, когда Джон на некоторое время переехал жить в Лос-Анджелес – этот период в его биографии назван "потерянным уикендом". Джон поссорился с Йоко Оно, планировал подать на развод – и начал новую жизнь с обаятельной китаянкой Мэй Пэнг. В Лос-Анджелесе Джон работал вместе со своим приятелем, музыкантом Харри Нильссоном (Нильссон попросил Леннона спродюсировать его альбом Pussy Cats, и Джон с радостью согласился). Вот только сессии звукозаписи переросли в затяжную гулянку, к которой с радостью присоединились приглашенные звезды – Стиви Уандер, Ринго Старр, гитарист Джесси Эд Дэвис (всех их Леннон и Нильссон пытались привлечь к участию в записи). И – совершенно неожиданно для всех! – в студии возник сам Пол Маккартни. Джон и Пол обнялись – и начали джемовать (при этом Маккартни сел за барабаны – Ринго Старр на записи в тот день не появился). Сессия продолжилась через пару дней – и в результате у нас есть бутлег-альбом A Toot And A Snore, на котором мы можем услышать, как Леннон и Маккартни в последний раз играют вместе.
Конечно, никаких новых вещей Джон и Пол тогда не записали – исполняли они в основном рок-н-ролльные стандарты начала 60-х, да и само качество игры оставляло желать лучшего – Маккартни позднее вспоминал эту сессию как "невероятный кавардак". Тем не менее, лед, который возник между двумя друзьями, наконец-то дал трещину.
Джон через несколько недель вернется к Йоко Оно – и полностью изменит стиль жизни: у него родится сын Шон (кстати, день рождения у Шона совпадает с днем рождения Джона, так что Шон Леннон тоже отмечает 9 октября 40-летний юбилей), и рок-музыкант превратится в нежного и заботливого отца. Все свое время Леннон будет проводить с семьей – и выйдет из тени лишь через пять лет, записав великолепный альбом Double Fantasy, которому суждено было стать лебединой песней музыканта…
Однако Джон и Пол продолжают общаться – конечно, не так часто, как раньше. Несколько раз Пол заходит к Джону в гости, а, когда после гибели Леннона полиция начинает проверять звонки, поступавшие в квартиру Джона, то выясняется, что Пол Маккартни довольно часто звонит старому другу. Сам Пол так вспоминал об этих разговорах: "Мы, к счастью, успели помириться – и, когда созванивались, болтали ни о чем. Например, однажды, Джон продиктовал мне рецепт домашнего хлеба, который сам пек и очень этим гордился".
Джон Леннон – непримиримый оппозиционер Политические эскапады Леннона начала 70-х помнят многие – Джон Леннон и Йоко Оно были в авангарде леворадикального движения. Приехав в 1971 году в Америку, Джон мгновенно включился в политическую борьбу – выступал в защиту прав индейцев, за смягчение условий содержания заключенных в тюрьмах, бастовал в поддержку Джона Синклера, одного из лидеров американской молодежи (Синклера посадили на 10 лет за хранение марихуаны, но после того, как Леннон встрял в борьбу за его освобождение, выпустили).
Долгое время Леннону не хотели выдавать вид на жительство в США, его даже пытались выдворить из страны, но с выходом в отставку президента Никсона в 1974 году ситуация изменилась. Адвокаты Леннона и Оно находят юридическую зацепку: они обнаруживают, что преследования Леннона связаны с его политической деятельностью, что подтверждается документами ФБР (агенты пристально следили за Джоном) – а это уже нарушение конституции США. В итоге Леннон добивается своего – в 1976 году Леннон получает американскую визу, разрешающую постоянное проживание в США.
В этот момент Джона уже не интересует политика – он, как мы говорили выше, полностью поглощен домом и семьей. Более того, президент Джимми Картер приглашает Джона и Йоко на частный прием по случаю своей инаугурации. Джон не отказался – и по всем телеканалам вскоре разлетелась съемка, на которой мы видим, как уставший слушать бесконечные поздравительные речи Леннон… заснул. Больше никакая политическая борьба его не интересовала – он нашел свое счастье, свою семью, и, даже вернувшись в музыку, политическую карьеру возобновлять не планировал.
Джон Леннон не планировал возвращаться в Англию Америка стала для Леннона новым домом, он обожал Нью-Йорк и прекрасно себя чувствовал в этом шумном и вечно живом городе. Но вернуться в родную Британию Джон, конечно же, мог, хотя и не сильно стремился.
Тем не менее, такое решение он принял незадолго до гибели – выход альбома Double Fantasy должен был сопровождаться большим европейским турне. Уже начались переговоры, и на 1981 год был запланирован десяток концертов – в том числе и в Англии. При этом Джон тщательно отрицал, что грядущие концерты будут обставлены как "невероятное возвращение Леннона".
В одном из последних интервью Леннон прямо сказал: "Не будет никаких огней и пиротехники – мы просто поедем играть концерты и все. Все будет выглядеть очень скромно".
Сам Леннон утверждал, что с новым альбомом он словно бы "заново родился" и что "приятно начинать все сначала, как когда-то в 1968-м – я новорожденный рокер, и у меня еще все впереди".
А что было бы, если… Нет ничего хуже, чем предполагать – но, тем не менее, у нас есть довольно стройная версия того, что могло бы случиться с Джоном, выживи он после выстрелов маньяка Чэпмена. В 2010 году было опубликовано "виртуальное интервью" – с якобы выжившим Ленноном. По этой версии Леннон все-таки развелся с Йоко, ведет тихую и спокойную жизнь на ферме, периодически выступая с бывшими коллегами по The Beatles (их реюнион состоялся бы, естественно, на легендарном концерте Live Aid в 1985 году), но при этом особо не желающим вмешиваться в музыкальную жизнь. Леннон критикует политику США на Ближнем Востоке и снова призывает к борьбе за мир – одним словом, ничего шокирующего. Вот только представить Джона Леннона 75-летним лично у меня не совсем получается. Да, собственно, это не получалось и у него самого.
А главное – безумной посмертной славы он тоже не хотел. В уже упомянутом большом интервью журналу Rolling Stones Леннон заявил прямо: "Сид Вишес, Джеймс Дин – вся эта посмертная слава явно не для меня. Я не хочу быть великим покойником, чтобы от меня сходили с ума после моей смерти".
Так что единственный способ исполнить этот завет Джона – это относиться к нему, как к живому: ведь у нас остались его прекрасные песни, которые спустя 35 лет после гибели Леннона находят все новых и новых поклонников и по-прежнему тепло отзываются в наших душах.
И Джону, конечно, никогда не будет 75. Ему навеки 40.
Павел Сурков
Комментариев нет:
Отправить комментарий