20.11.2015 |
Отрасли и сферы: ПРО и ПВО + Глобальная безопасность, Ракетные комплексы и артиллерия + Глобальная безопасность, Ракетные комплексы и артиллерия + Новые разработки, Ракетные комплексы и артиллерия + Состояние и перспективы ОПК
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20 "Воевода"
В ближайшие годы российская ядерная триада может пополниться новой ракетной системой, которая поставит под вопрос целесообразность системы ЕвроПРО и глобальной системы противоракетной обороны. Речь идет о ракетном комплексе "Сармат", который должен заменить легендарную "Сатану" и стать основой ядерного щита на следующие десятилетия, передает корреспондент Накануне.RU.
Создание нового ракетного комплекса связано с тем, что у тяжелых баллистических ракет типа "Воевода" (на западе известных как "Сатана") истекает срок службы – они приняты на вооружение в 1988 году.
Это означает, что им на смену должны прийти новые ракетные комплексы, выполненные на новом технологическом уровне, способные преодолевать созданные и перспективные системы ПРО. "Воевода" считается самой мощной в мире межконтинентальной баллистической ракетой.
Однако, нужно упомянуть, что разработчиком "Воеводы" было КБ "Южное" в Днепропетровске, систему управления делали в Харькове, а сама ракета изготавливалась на украинском "Южмаше". В последние годы, как известно, сотрудничество в рамках кооперации с украинскими предприятиями было прекращено, а завод закрыл производство компонентов для ракет этого типа и находится в очень тяжелом состоянии.
В этих условиях решение задачи по изготовлению замены "Воеводе" было поручено Красноярскому машиностроительному заводу (Красмаш), который известен производством баллистических ракет подводного базирования "Синева". Информация об этом появилась в феврале, и в ноябре стало известно о том, что Красмаш изготовил 100% элементов прототипа ракеты.
"Это реальное импортозамещение. Я очень рад, что это будет способствовать сохранению исключительно важного предприятия, которое задействовано на достаточно долгий срок. Ведь речь идет не только о производстве какого-то количества комплексов, но и о его обслуживании, модернизации. Речь идет о долгих годах, потому что комплекс, как правило, разрабатывается на срок порядка 25 лет, однако опыт показывает, что реально продление идет до 35-40 лет. Получается, что на 40 лет предприятие будет иметь заказы. По сути, целое поколение может жить и работать там, получать зарплату, делать важное для страны дело, и это создает устойчивость российской экономики", – прокомментировал Накануне.RU военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.
Официальной информации о разработке на сайте завода нет, но по данным СМИ, со ссылкой на источники в ОПК, прототип был изготовлен с задержкой на несколько месяцев, и задержка эта была связана с решением о переносе бросковых испытаний ракетного комплекса с Байконура на космодром в Плесецке. Испытания могут начаться уже весной, и в случае, если они будут успешными, через несколько месяцев начнутся летные испытания. В случае идеального развития событий, новый ракетный комплекс может начать вводиться в строй уже к концу 2018 года. Впрочем, Владимир Евсеев не исключает и сдвига по срокам до двух лет, в зависимости от успешности летных испытаний.
Чем отличается баллистическая ракета пятого поколения от своего предшественника? Подавляющее большинство информации по проекту засекречено, однако есть некоторые моменты, которые, в принципе, известны специалистам. "Воевода" весит около 200 тонн, как с ней соотносится "Сармат", неизвестно, но он может нести полезную нагрузку до 10 тонн – это разделяющиеся заряды, ложные цели, которые должны запутать систему ПРО противника, общее их количество может превышать 10 единиц.
"Эту ракету очень боятся в США, потому что они имеют очень большую площадь разведения боеголовок – при определенных условиях, можно накрыть около половины территории США за счет разделения боеголовок. Гарантированный перехват невозможен, потому что есть проблемы селекции, которые в принципы не решаемы. Эта проблема не решаема до высоты около 50 км, и отсюда остается секунда до падения боеголовки, а может быть обеспечен и воздушный подрыв. Во всяком случае, остаются секунды, и совершенно не факт, что удастся перехватить эти боеголовки, которых достаточно много, и они будут иметь довольно высокую скорость полета. Никто не может гарантировать их перехват, даже при ударе одной ракеты", – отмечает эксперт.
Кроме того, у "Сармата" очень мощная энергетическая установка, которая позволяет атаковать территорию США не только через Северный полюс, но и через Южный, со стороны Мексиканского залива, что ранее не расценивалось как возможное направление ракетно-ядерного удара.
"Если брать именно Тихоокеанский рубеж обороны – это Аляска, Япония, Южная Корея, Тайвань, Филиппины и Австралия. Если ракета летит через Южный полюс и входит со стороны Мексиканского залива, то для ее перехвата должны создаваться новые рубежи перехвата, которых на данный момент нет. Поэтому, с этой стороны территория США является достаточно уязвимой, а чтобы укрепить оборону, требуются очень большие финансовые средства", – продолжает Евсеев.
Что касается эффективности пресловутой системы ПРО, то наибольшая ее эффективность может быть в случае, если противоракеты находятся на расстоянии не более 1 тыс. км от точки старта, поскольку будут иметь возможность сбить ракету на "активном" участке – в момент разгона. Это могут быть противоракеты в Европе, корабли с системой "Иджис", если они смогут подобраться достаточно близко к берегу и оказаться на указанном состоянии от шахты ракеты, либо противоракеты воздушного базирования – такой метод тоже разрабатывался. Для того, чтобы нейтрализовать эти угрозы, целесообразно разместить ракетные шахты в глубине материка – в Сибири – там они и будут развернуты.
"Я могу сказать об оценочных данных, а они говорят, что одной дивизии будет достаточно. Что такое дивизия – дивизия шахтного базирования предполагает несколько полков, в каждом по 10 ракет. Речь может идти о развертывании порядка 80 ракетных комплексов – я считаю, что это достаточно, и большего количества нам не нужно. Может быть, можно ограничиться меньшим количеством, может быть смешанный состав. Но не менее четырех полков – это уже очень серьезный ответ, учитывая тот потенциал, который этот комплекс имеет", – оценивает необходимый минимум ракет эксперт.
Он напомнил, что активно разрабатывается боевой железнодорожный ракетный комплекс, в эшелоне которого будет не менее четырех ракет, а также постановка в строй комплексов "Ярс".
"Во всяком случае, есть очень серьезные возможности по нивелированию планов США по развертыванию глобальной системы ПРО. И они поставят США перед необходимостью создавать космические группировки для перехвата. Но такая группировка может размещаться на низкой орбите – до 1 тыс. км над поверхностью земли, но такие орбиты не позволяют "висеть" над точкой. В этом случае, на орбите требуется не менее тысячи спутников, а развертывание такого количества ударных спутников и поддержание группировки США не по силам, это невозможно. По сути дела, США лишаются возможности безнаказанно наносить ракетно-ядерный удар", – резюмирует Владимир Евсеев.
Сергей Табаринцев-Романов
Комментариев нет:
Отправить комментарий