Сентябрь 01, 2015
О том, в каком состоянии встречает новый учебный год российское образование, о перспективах развития его и страны в целом – читайте в статье Дмитрия Винокурова.
Сегодня в школах России первый учебный год начинается для 1,6 млн детей, общее количество школьников – 14 млн. Миллионам студентов откроют свои двери вузы. Многие из них жаждут света знаний. Но вряд ли им придётся его увидеть – образование в России сегодня находится глубоко на дне.
Затраты на подготовку к школе по сравнению с прошлым годом выросли в 1,5 раза и составили порядка 20 тысяч рублей. Высшее образование также подорожало, увеличение составило от 30% до нескольких раз, хотя в отдельных случаях цена и осталась примерно прежней. А вот средняя зарплата так и зависла на старом уровне (падение же реальных доходов составило в среднем 2%). Однако с учётом роста цен на продукты, коммунальные расходы и т.д. суммарный эффект оказывается очень ощутимым.
Что касается качества, то по итогам многочисленных реформ Счётная Палата РФ заявила о том, что оптимизация системы образованияпривела к ухудшению результатов деятельности образовательных организаций, снижению качества образования и доступности образовательных услуг (такой же вывод кстати и о реформе здравоохранения).
Будущее высшей школы туманно. Количество вузов в России планируется сократить на 40%, филиалов – на 80%. Однако, по словам министра Ливанова, сокращение сети высших учебных заведений не затронет государственные вузы. При этом государственное финансирование вузов всё равно снизится на сумму порядка 25,9 млрд руб. в 2015 году, а общий объём программы «Развитие образования» составит 397 млрд руб., сократившись в следующем году на 44 млрд руб. То есть, количество резко сократили, но это только чтобы государственным сберечь финансирование. Ещё и правительство предложило сократить бюджетные места в вузах на сто тысяч. Видимо, в ответ на вывод Счётной Палаты, было решено, что ещё недостаточно «оптимизировали». Министерство образования хоть и поспешило успокоить, отметив что конкретные цифры могут меняться, но в хорошее верится с трудом.
По поводу учреждений, оказывающих некачественные образовательные услуги, всё тот же Ливанов жалуется: «В целом ряде случаев это просто конторы по продаже дипломов без налаженного учебного процесса». Какой ужас! Дипломы продаются, вот ведь открытие. В стране, где выгодные контракты и хорошие должности продаются и отдаются друзьям/родственникам. В стране, где армия журналистов и экспертов ежечасно продаёт себя хозяевам изданий, говоря то, что нужно этим хозяевам. В стране, где места в парламентах покупаются. Разве продажа образования ещё может кого-то удивить?
Нельзя не вспомнить и ЕГЭ, введение которого, «благодаря» специфике сложившегося в стране строя, хоть и привело к некоторому сокращению коррупции в вузах, но вызвало широчайшее распространению коррупции в школах (на 2011 год называлась цифра роста в20-25 раз). И если сейчас говорят о том, что многие «детские болезни» ЕГЭ преодолены, проблема натаскивания на тесты остаётся. А из-за повышения мер безопасности при сдаче экзаменов школы напоминают режимные объекты. Это усиливает и так не малый стресс учащихся, доводящий даже до самоубийств (количество «жертв госэкзамена» ежегодно измеряется сотнями и из года в год растёт)
Итоги такой образовательной политики неутешительны. Учителя и врачи, вынужденные постоянно перерабатывать, чтобы хоть как-то выжить. Инженеры, которым в государственных вузах даже на самых передовых направлениях дают ставку в разы меньше, чем в рядовых коммерческих организациях, при том что на оборудование тратят миллионы и десятки миллионов рублей. Философы, пять лет учившиеся в национальном исследовательском университете, но вынужденные идти работать в службу техподдержки интернет-провайдеров. Огромное количество экономистов, юристов, менеджеров и катастрофическая нехватка промышленных рабочих.
Если и есть дно, то мы где-то на нём, среди ила возимся. И российское образование с каждым годом проседает всё ниже и ниже. Каждый раз гражданам кажется, что ниже-то уже некуда. Но только они успевают об этом подумать, как шляпа, в которой барахтаются школьная и вузовская системы, показывает чудеса – открывается дополнительное дно, куда всё проваливается. Только вот теперь кажется, что если дополнительные нижние уровни остались – их не так уж много, ибо падать ниже некуда.
На каждом углу, с рекламных плакатов и экрана телевизора/монитора, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю долбят – «купи наш смартфон и ты будешь крутым», «смотри какая престижная машина, ты же хочешь чтобы тебя уважали, купи её», «купи одежду нашей марки и внимание противоположного пола тебе обеспечено», купи, купи, купи. Дискриминация труда и возвеличивание «лёгких денег». Ложная ассоциация покупаемых товаров с приобретаемыми якобы от них личными качествами. Блеск снаружи, пустота или, хуже того, гниль внутри. И я бы не стал отделять эту окружающую среду от системы образования. Учащиеся живут не в замкнутом мире учебных заведений.
Напрашивается параллель с фроммовским «иметь или быть». Люди больше хотят иметь деньги и товары, вместо того чтобы быть человеком в полном смысле этого слова – творцом и созидателем. Иметь диплом, а не быть специалистом. И постепенно эти принципы распространяются и на человеческие отношения.
Помимо прочего, из системы образования вытекает и проблема «профессионального идиотизма», когда человек может быть грамотным в рамках своей специальности, но абсолютно бестолковым в вопросах касающихся политической грамотности. Господам власть имущим естественно нужны лишь в меру умные и совершенно послушные винтики, которые «крутятся» соответствуя потребностям управляющих узлов, но не задумываются об общем устройстве механизма.
Более подробно о последних реформах образования на Вестнике уже писал Роман Гайшун в обширном материале «10 лет на операционном столе: о реформах российского образования», о всё усиливающемся процессе клерикализации – тоже Роман в«Рекомендовано министерством образования: Чему учат в школе?», а также Андрей Рудой в статье «Школа и церковь» (в своей статьей вынужден эту важную и болезненную тему пропустить). Я же перейду к краткому разбору причин такого положения дел и попытаюсь обрисовать прогнозы развития событий.
Было бы ошибочно считать буржуазную власть тупой разрушительной силой, только и знающей что ломать всё что было создано до неё. Да, уровень сложности оставшейся от Советского Союза системы образования (и не только её, вообще производительных сил) был слишком велик для того, чтобы ей мог управлять новый класс собственников, и «обременение» в виде большого объёма «социалки» мешало «предпринимательской свободе» этого класса. Поэтому в 90-е в ходе первоначального накопления капитала оказались быстро захвачены наиболее доходные отрасли, менее доходные достались не таким расторопным хозяевам, остальные были оставлены на произвол судьбы, а деморализованному и занятому вопросами собственного выживания народу стало не до них. Сферы простые и высокодоходные, типа продажи сырья, раздулись до огромных масштабов, более сложные обрабатывающие за исключением лишь самых необходимых потеряли в весе.
Начавшееся после 90-х развитие российского империализма привело к накоплению и сосредоточению капитала. А оно в свою очередь к повышению амбиций, которые и спровоцировало конфликт с другими империалистическими державами на Украине. Эта страна стала жестокой и кровавой ареной противостояний мировых держав: США и Евросоюза с одной стороны, и КНР и РФ с другой. В результате санкции плюс некоторая изоляция России заставили власть имущих задуматься о том, что просто так, как раньше, не зная горя гнать нефть и газ по трубам уже очень сложно. К тому же очередной виток мирового кризиса обострил борьбу за ресурсы, рынки сбыта и рабочей силы, что потребовало усилить по всем фронтам оборону того что господами было честно награблено.
Всё это привело к ряду подвижек и в сфере образования (два интересных материала на эту тему есть в Коммерсанте и на Ленте), даже вспомнили про советский опыт распределения и обязательного трудоустройства по специальности. Когда идёт противостояние с таким серьёзным противником как США, и стоит вопрос собственности, очевидно, что никому не нужны болваны подобные тем, которые велисекретную военную переписку через бесплатные email-сервисы («OK, Google! Где дислоцируются Искандеры?»). Необходимы квалифицированные заводские рабочие физического труда. И квалифицированные инженеры, способные модернизировать ужасно архаичную систему производства, донельзя переполненную заимствованными продуктами. А вот менеджер по продажам на станке ничего не выточит и беспилотник не спроектирует. Соответственно, названных выше квалифицированных людей получить и удержать в стране можно только если нормально вкладываться в систему образования и поднимать промышленность, обеспечивать работой. Сигналы, что это начинает происходить, поступают как из заявлений официальных лиц, так (к моему удивлению) и по конкретным показателям. Например, МГУ резко поднялся в мировом рейтинге престижности университетов, а выросшие на треть расходы на оборону даже с учётом нашего уровня коррупции дадут ощутимый толчок развитию ВПК, который вслед за собой повлечёт развитие многих сопутствующих отраслей.
Те, для кого чувство патриотизма сводится лишь к «заводы и институты строятся и развиваются, ракет и танков много, купола наших церквей блестят сильнее всех, а дома у бояр самые высокие» могут быть спокойны. Власть теперь под давлением обстоятельств вынуждена стать более, так сказать, «национально ориентированной», как бы это не было ей неприятно и лениво. Поэтому маршировать строем и петь песни «за веру, царя и отечество» снова в моде.
Для людей более трезво мыслящих есть две новости: традиционно хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что пролетариат похоже будет всё более явно оформляться и под давлением объективных обстоятельств усиливаться, организовываться (и помочь ему в этом должна прогрессивная часть интеллигенции). Плохую можно сформулировать так: будет намного тяжелее чем раньше, так как чем жёстче противостояние на мировой арене, тем агрессивнее капиталисты ведут себя по отношению к трудящимся. Дополнительным фактором является совершенная дезорганизованность трудящихся и их до боли слабая способность отстаивать свои интересы. В то время как упомянутые выше «патриотически» настроенные граждане будут подпевать капиталистам и всячески помогать в подавлении народных очагов сопротивления произволу этих “сильных мира сего”, всех привыкших «иметь» свой народ по полной, не встречая сопротивления. Одним из примеров такого произвола является арест за одну лишь попытку создать профсоюз на Ижмаше.
Что касается изначальной темы разговора, то в таких условиях единственным верным способом получить действительно объективные знания для большинства является коллективное самообразование. Благо с всеобщей доступностью Интернета возможностей для этого более чем достаточно. В школах и в университетах вскоре будут говорить только то, что выгодно власть имущим. А правду сможете узнать только сами, упорным трудом и борьбой с предрассудками и сказками навеянными казённой или либеральной пропагандой. Узнав эту правду – помочь с просвещением другим. И действовать, выплывать наверх с этого «дна». Ведь настоящее знание всегда побуждает к действиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий