Алексей Чернышёв и Алексей Булгаков - Плач оборванной струны [2 CD] (2015)
Исполнитель: Алексей Чернышёв и Алексей Булгаков
Страна: Россия
Альбом: Плач оборванной струны
Жанр: Heavy Metal
Год: 2015
Лейбл: Metalism Records [MR 138-15]
Качество: FLAC (image+.cue) / CBR 320 kbps
Размер: 1,01 Gb / 403 mb (3% восст.)
Страна: Россия
Альбом: Плач оборванной струны
Жанр: Heavy Metal
Год: 2015
Лейбл: Metalism Records [MR 138-15]
Качество: FLAC (image+.cue) / CBR 320 kbps
Размер: 1,01 Gb / 403 mb (3% восст.)
Поначалу, изучая трек-лист двойного альбома ветеранов столичного металлизма, более всего известных по работе в группе ЛЕГИОН, очень хочется по-черномырдински воскликнуть: "Отродясь такого не было — и вот опять!.." Ну в самом деле, сколько можно заново переиздавать "Листопад", "Легион", "Каменный Лес" и другие хиты 80-х, пусть и на втором бонусном диске (и в малоизвестных недосведенных вариантах), если иного материала имеется предостаточно? А начнешь слушать — и никак не можешь оторваться. Причем ностальгия в восприятии этой музыки уже почти не участвует, ибо все, что поет Булгаков, касается скорее тебя нынешнего, чем тебя позавчерашнего.
Наверное, виной всему доверительная интонация, с которой Булгаков обращается к слушателям. Вот ведь удивительная вещь — металлисты, способные поставить вверх дном огромный концертный зал, поют не в пустоту, не в воображаемую многотысячную толпу, а именно для тебя! В булгаковских текстах местоимение "я" далеко не на первом месте, но даже тогда, когда музыкант обращается к историческим сюжетам и, вживаясь в роль романтического героя, начинает размахивать воображаемым мечом, поза не кажется искусственной, пафос — ложным, а образ — надуманным. Это качество в Алексее становится с годами все заметнее — как и бережное отношение к звуку. Как бы ни грохотали барабаны, как бы ни выли гитары, а каждое слово каждой песни настолько разборчиво произносится, что тексты, напечатанные в приложенном к альбому буклете, кажутся уже ненужным излишеством. Все ведь и так прекрасно слышно и понятно! Впрочем, тот факт, что этим текстам уделяется столько внимания, тоже говорит о многом. Булгаков знает силу слова, и ему есть что сказать.
Музыка в альбоме — по-прежнему тяжелая, но вовсе не тягостная для восприятия. В ней есть место для воздуха, которым можно надышаться вволю. Дуэт продолжает лучшие традиции ЛЕГИОНА и вообще русскоязычного харда 80-х, существовавшего еще до АРИИ, но, увы, почти не оставившего следов в звукозаписи. Понятно, что при нынешних технологиях два человека вполне могут в студийных условиях отработать и за десятерых, но зачем это делать? Все и так знают, что перед нами профессионалы и виртуозы. Так что выпендриваться и доказывать свою крутизну им лишний раз незачем. Они играют живую музыку, которая никогда не надоедает.
О чем данный альбом? В нем преобладают вещи скорее философского содержания. Даже пресловутый "Листопад", воспринимавшийся в шестнадцать лет скорее как история несчастной любви (вероятно под влиянием обстоятельств, при которых он был услышан впервые), ныне кажется чем-то большим. Например — призывом искать спасение от депрессии в слиянии с природой — пусть и осенней, умирающей, холодной. Прекрасен "Хозяин Зла" — едва ли не ключевая для понимания всего песенного цикла вещь, рассказывающая о том, что зло, которое мы причиняем ближнему, когда-нибудь к нам же и возвращается. Впечатляет своей мощью "Смотритель Маяка". Он в чем-то сродни знаменитой "Песне Варяжского Гостя" — видимо, самого страшного музыкального произведения, слышанного мною в детстве по радио — и самого, наверное, хэви-металлического во всей русской классике. То же ощущение жизни как бескрайней морской стихии, то же чувство, что накатывающиеся на тебя волны вот-вот унесут куда-то в космос, в иные миры. А до чего точно в балладе "Грусть" переданы те муки и душевные метания, которые поэты испытывают в процессе создания своих произведений! Потребность высказаться — и вечная нехватка нужных слов, понимание, насколько ответственна твоя миссия — и бессилие, неспособность что-либо изменить в описываемой тобой реальности. Все это действительно сопутствует творчеству. И все остальные композиции так или иначе посвящены этой сложной, загадочной и неисчерпаемой теме "жизни в искусстве". Одна из песен, кстати сказать, так и называется — "Поэт". В ней — помимо традиционного романтического антуража типа одиночества в толпе — можно найти портрет истинного, по мнению музыканта, творца:
"В груди горит святой огонь, слова — как колокола звон, для всех никто — и ярче всех. Не обойдет тебя молва. И нерва тонкая струна! Сегодня — плач, а завтра — смех!"
Да, излюбленный герой всех песен — прежде всего человек, выполняющий сложнейшую миссию по переустройству мира. Иногда, как актер, чудесным образом он сам преображается, выходя на сцену; иногда, как поэт, он всего лишь проповедник, говорит правду, борется за победу добра над злом с помощью слова; иногда же готов нацепить рыцарские доспехи и отправиться, подобно Дон Кихоту, "в неведомую даль". Активная жизненная позиция или смерть — иного выбора пути не предлагается и в принципе быть не может. А старая, проверенная временем, но, к сожалению, по-прежнему актуальная вещь под названием "Армагеддон" рисует нам страшные картины будущей глобальной катастрофы — неминуемой, если мы будем равнодушно наблюдать за происходящим вокруг безумием.
В это же самое время нам напоминают и о том, что любая борьба требует жертв. Акустическая баллада "Плач Оборванной Струны" посвящена как раз коллегам-музыкантам, безвременно отбывшим в мир иной. Конкретные имена не упоминаются, но этого и не нужно. Поколение рокеров, начинавшее в 70-80-х годах, прекрасно знает, как много их — этих имен, и что первыми, как правило, гибли лучшие. Среди основателей группы ЛЕГИОН тоже были потери, так, что немудреный текст очень похож на глубоко личное послание к тем, кто уже не сможет на него ответить. Еще одна баллада — и тоже о смерти — называется "19 Лет". Это уже — дань тем молодым, которые могли бы стать поэтами, музыкантами, художниками, философами, но не успели, потому что погибли в "горячих точках". И еще это — о бессилии, беззащитности возвышенной, утонченной натуры перед любой агрессией: "Легче умереть, чем убить врага!" Давно уже антивоенные песни не звучали настолько актуально. Да и часто ли они сейчас вообще звучат — в мире, где тигры с козлами показывают куда более яркие примеры мирного сосуществования, чем двуногие и якобы разумные существа? Давно ли мы получали от известных музыкантов послания с призывами вспомнить, что не силой оружия, а добром, творчеством, мудростью надо добиваться всемирного господства?
Они проповедуют не только словом, но и нотой. В альбоме, как всегда, нашлось место для инструментальных пьес, в которые вложено не меньше души. И иногда для того, чтобы сделать слушателя сентиментальным, вполне достаточно нескольких гитарных аккордов, не связанных с какими-нибудь конкретными образами. Инструментальный гитарный хард — вообще страшная сила, потому что режет по живому, без наркоза. И даже "Листопад" в инструментальном варианте вряд ли нужен просто для того, чтобы заполнить свободное место на диске или для караоке (да и кто я такой со своими вокальными данными, чтобы пытаться повторить спетое Булгаковым?!). Это — вполне самостоятельные произведения, позволяющие оценить композиторский талант наших героев.
В общем, как я и предполагал после выхода первого альбома "Океан Фантазий", проект ЧЕРНЫШЁВ/БУЛГАКОВ оказался не одноразовым и доказал свою жизнеспособность. Невозможно было предсказать лишь одно — что творчество дуэта достигнет таких масштабов, что вся дискография окажется состоящей только из двойных концептуальных пластинок. Впрочем, если есть чем поделиться со слушателями, почему бы и не выговориться на всю катушку. Но вот что еще любопытно — данный проект не является заменой или инкарнацией старого доброго ЛЕГИОНА, который существует параллельно и неплохо себя чувствует (по крайней мере, если судить по слышанному мною осенью в ночном эфире радиостанции "Маяк" живому выступлению). Это две разные, хотя и внешне очень похожие истории. Просто дуэт предполагает большую камерность и большую исповедальность. Как у Булгакова и Чернышёва на все это хватает времени и сил, я не совсем понимаю, но безумно завидую умению жить столь активной творческой жизнью.
Tracklist:
CD 1
01. Хозяин Зла
02. Смотритель маяка
03. Поэт
04. Помнить
05. В неведомую даль
06. Плач оборванной струны
07. Острова
08. Армагеддон
09. Генуэзский закат
10. 19 лет
11. Гладиатор
12. Актёр
02. Смотритель маяка
03. Поэт
04. Помнить
05. В неведомую даль
06. Плач оборванной струны
07. Острова
08. Армагеддон
09. Генуэзский закат
10. 19 лет
11. Гладиатор
12. Актёр
CD 2
01. Каменный лес [1997]
02. Смотритель маяка [2013]
03. Легион
04. Мир под секретом
05. Листопад
06. Мираж
07. Грусть
08. Волшебник
09. Взлёт
10. Листопад
11. Белый глас [инстр]
12. Волшебник [инстр]
13. Верность Солнцу [инстр]
14. Всё пройдёт
15. Твой путь [инстр]
16. Листопад [инстр]
17. Взлёт
02. Смотритель маяка [2013]
03. Легион
04. Мир под секретом
05. Листопад
06. Мираж
07. Грусть
08. Волшебник
09. Взлёт
10. Листопад
11. Белый глас [инстр]
12. Волшебник [инстр]
13. Верность Солнцу [инстр]
14. Всё пройдёт
15. Твой путь [инстр]
16. Листопад [инстр]
17. Взлёт
Комментариев нет:
Отправить комментарий