четверг, 13 августа 2015 г.

Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы

2015 г, 9 июня в 14:01
Представляем новые данные исследования цикла «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы», за первое полугодие 2015 г. Шестая регулярная публикация содержит актуальные данные о проникновении социальных медиа по регионам России, демографический анализ аудитории, а также динамику публикационной активности в социальных сетях. 


Количество публичных сообщений и авторов


Одним из ключевых показателей «жизненной активности» социальной сети является число «говорящих» пользователей, открыто выражающих свою позицию публичными сообщениями в социальных медиа. Таких активных авторов в апреле 2015 года в России было около 35 млн. человек, которые сгенерировали почти 620 млн. сообщений за месяц. Активные авторы, создающие публичный контент, делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы самом начале формирования значимых трендов.

По количеству «пишущих» российских авторов лидирует ВКонтакте, почти на порядок обгоняя конкурентов –21,6 млн. уникальных авторов. У следующего на втором месте Instagram – всего 2,4 млн. авторов (снижение по отношению к данным прошлого полугодия составило 11%, предновогодняя активность осталась непреодолимой пиковой высотой). Третье место – Twitter – показал значительное падение (-24% к ноябрю 2014 г.), говорящих авторов в апреле 2015 г. зафиксировано всего 1,6 млн. чел.



*Данные по социальной сети Одноклассники приводятся на основе статистики ТОП-100.000 групп

Что касается объема контента, ежедневно размещаемого в социальных сетях, здесь первое место принадлежит социальной сети ВКонтакте, на втором месте – Твиттер.

Стоит отметить, что по сравнению с трендами зимы, где главенствовал Твиттер, весной ВКонтакте взял реванш, обогнав микроблоги на 42%! Это объясняется большей универсальностью формата публикаций ВКонтакте – пользователи не только фиксируют на своих страничках текущие настроения в форме коротких статусов (аналог твитов), но и пишут подробные отчеты с фотографиями и видео, делятся интересными новостями и полезными советами.



*Данные по социальной сети Одноклассники приводятся на основе статистики ТОП-100.000 групп

По уровню вовлеченности традиционно лидирует Твиттер – на одного активного автора в этой сети приходится пулеметная очередь из 127 сообщений в месяц. Второе место – LiveJournal – отстает по этому показателю более чем в 3 раза (в среднем, 40 сообщений на автора): это как раз тот случай, когда количество переходит в качество. Стоит отметить взрывной рост вовлеченности Facebook (трехкратный рост по сравнению с зимними данными), который занял 3-е место с 32 сообщениями в месяц на автора. Уровень вовлеченности в других социальных сетях колеблется от 13,4 (ВКонтакте) до 6,3 (Мой Мир).



*Данные по социальной сети Одноклассники приводятся на основе статистики ТОП-100.000 групп

Ежемесячная аудитория социальных сетей

По данным TNS, ежемесячная аудитория большинства социальных сетей стабилизировалась. Так, аудитория ВКонтакте остановилась на 53,6 млн. человек, второе место – у Одноклассников (38,8 млн. человек). Аудитория Facebook в апреле составила 24,5 млн. чел., близко к ней расположился Мой Мир – 23,7 млн.чел., аудитория Instagram в апреле составила 10, 7 млн. чел. Twitter продемонстрировал снижение в 13% — его аудитория в апреле равна 7,4 млн. чел.



*Данные по Twitter и Instagram экстраполированы, исходя из аудитории за день и частоты посещений в месяц

Портрет пользователя социальных сетей


ВКонтакте


Ежемесячная аудитория* — 53,6 млн человек, 40% которых — 21,6 млн — проявили публичную активность.



Гендерная структура авторов ВКонтакте довольно стабильна, 41,9% авторов – мужчины, доля слабого пола составила 58,1%.



По сравнению с данными декабря возрастная структура аудитории ВКонтакте сгладилась – хотя основной костяк пользователей также входит в категорию «от 18 до 24 лет», их доля сократилась на 2,5 п.п., при этом пополнились группы подростков (+2,8 п.п.) и зрелый контингент старше 45 лет (+1,4 п.п.).


РегионАвторов% от населения
Всего по России21 558 78614.80 %
1Санкт-Петербург1 809 58635.99 %
2Москва3 142 91726.24 %
3Мурманская область181 41923.25 %
4Севастополь88 00222.92 %
5Калининградская область215 77922.60 %
6Республика Карелия142 60322.39 %
7Вологодская область244 98420.48 %
8Республика Татарстан (Татарстан)772 32520.21 %
9Архангельская область233 76520.16 %
10Челябинская область641 44118.40 %

В целом, географический срез аудитории ВКонтакте весной 2015 г. повторяет контуры зимы – на первом месте Санкт-Петербург с уровнем проникновения сети в 36%, на втором – Москва с 26% зарегистрированного населения. Тем не менее, по большинству регионов наблюдается тревожное сокращение уровня проникновения самой популярной русскоязычной сети. Стоит отметить, также появление Севастополя в пятерке самых «освоенных» регионов (4-е место с 23% зарегистрированного населения).

Одноклассники


Одноклассники, как и ранее, остаются преимущественно площадкой для межличностного общения. Ежемесячная аудитория* сети составляет 39 млн человек, при этом публичную активность в группах демонстрируют всего 1,4 млн авторов.


По сравнению с зимой в апреле доля женщин в гендерной структуре Одноклассников немного сократилась – тем не менее, преобладание слабого пола все еще велико (69,2% женщин против 20,8% мужчин).



Весной Одноклассники сохраняют тенденцию «взросления» аудитории: доля авторов старше 55 лет в апреле 2015 г. возросла на 2,1 п.п., категория «от 45 до 54 лет» выросла на 0,8 п.п., а группа «от 35 до 44 лет» прибавила 1,2 п.п. Юзеров младше 24 лет стало меньше на 4 п.п. в возрастной структуре сети.


РегионАвторов% от населения
Всего по России1 390 4120.95 %
1Сахалинская область11 7642.38 %
2Еврейская автономная область3 4041.97 %
3Хабаровский край23 5221.75 %
4Севастополь6 2071.62 %
5Забайкальский край17 7921.62 %
6Ханты-Мансийский автономный округ — Югра24 5421.55 %
7Ямало-Ненецкий автономный округ8 0681.49 %
8Амурская область12 1591.49 %
9Калининградская область13 9801.46 %
10Иркутская область33 7461.39 %

Одноклассники остаются «региональной» социальной сетью России: первое место по уровню проникновения сети, как и ранее, принадлежит Сахалинской области. Следом идут Еврейская автономная область и Хабаровский край.

Мой Мир


Ежемесячная аудитория сети* составила 23,6 млн человек, а число активных авторов – 1 млн человек.



Гендерная структура Моего Мира практически не изменилась, 39,9% мужчин и 60,1% женщин.



В возрастном распределении авторов сети Мой Мир произошло укрепление групп среднего возраста: доля категории «от 25 до 34 лет» увеличилась на 1,7 п.п., а доля категории «от 35 до 44 лет» — выросла на 3,8 п.п.



Лидером рейтинга регионов по проникновению сети «Мой Мир», как и прежде, является Челябинская область (1,67% населения), а вот со второго места Москву весной оттеснил Севастополь (1,32%). 
РегионАвторов% от населения
Всего по России1 904 7091.31 %
1Челябинская область108 6723.12 %
2Севастополь9 4672.47 %
3Москва288 4402.41 %
4Автономная Республика Крым45 4072.32 %
5Хабаровский край27 7072.06 %
6Красноярский край57 3182.01 %
7Приморский край38 9132.00 %
8Санкт-Петербург99 7471.98 %
9Калининградская область18 8561.97 %
10Омская область37 4651.90 %

Facebook


В Фейсбуке доля пишущих авторов в общей аудитории стабильно невысока: по данным апреля ежемесячная аудитория* сети составила 24,5 млн человек, из них публикационную активность проявили – 1,1 млн человек. Вовлеченность активной аудитории показала весной беспрецедентный рост. 



Весна сместила гендерное распределение русскоязычной части Facebook в сторону слабого пола (56,3% авторов).



В возрастной структуре Facebook укрепились позиции категории «от 25 до 34 лет» — их доля подросла еще на 2,2 п.п. В целом, распределение русскоязычных авторов сети довольно стабильно по возрасту.



Географический срез демонстрирует стабильность — большинство регионов сохранили позиции декабря: единственное яркое исключение здесь Алтай, поднявшийся на второе место по уровню проникновению Facebook в России (3% населения).
РегионАвторов% от населения
Всего по России1 117 5480.77 %
1Москва593 5474.95 %
2Республика Алтай6 2752.98 %
3Ярославская область29 7782.34 %
4Санкт-Петербург88 1541.75 %
5Калининградская область10 8461.14 %
6Республика Северная Осетия — Алания5 4260.77 %
7Томская область7 3460.69 %
8Свердловская область28 9860.67 %
9Приморский край11 7410.60 %
10Новосибирская область15 9810.59 %

LiveJournal


LiveJournal остается площадкой для любителей «почитать, а не поговорить»: из 16,4 млн человекежемесячной аудитории*, активность проявляют всего 123 тыс. авторов.



В LiveJournal продолжается рост аудитории мужского пола – по сравнению с зимними цифрами доля сильного пола возросла на 1,4 п.п. Живой Журнал по праву можно назвать наиболее мужской социальной сетью России: в блогах отмечается также наивысшая доля содержательных дискуссий.



Возрастная структура ЖЖ стабилизировалась и немного «остепенилась» – самая популярная категория «от 25 до 34 лет» уменьшила присутствие на 0,5 п.п. Старшие группы, напротив, подросли: «от 35 до 44 лет» — на 2,1 п.п., «от 44 до 54 лет» на 1,6 п.п., а «старше 55 лет» прибавила 0,7 п.п. 

Instagram


Instagram, хотя и сохраняет свое превосходство над Twitter, в апреле немного сдает свои позиции по аудитории и числу авторов по сравнению с зимними показателями. Ежемесячная аудитория сети* составила 10,6 млн человек, а число активных авторов – 2,4 млн.



В апреле преобладание слабого пола в Instagram возросло почти на 7 п.п. Таким образом, данная сеть по праву может называться самой женской в среде русскоязычных социальных медиа.

Данные о возрасте активных авторов в Instagram отсутствуют.



Уровень проникновения в Instagram практически не изменился – по-прежнему лидируют Ленинградская область, Москва, Сахалинская и Московская области.
РегионАвторов% от населения
Всего по России2 372 4221.63 %
1Ленинградская область104 1615.95 %
2Москва675 1555.64 %
3Сахалинская область22 2414.51 %
4Московская область200 9132.85 %
5Ярославская область31 7092.49 %
6Санкт-Петербург120 4962.40 %
7Краснодарский край124 9892.34 %
8Калининградская область21 6852.27 %
9Хабаровский край30 3742.26 %
10Приморский край43 9352.26 %

Twitter


Если сравнивать с декабрем, весной Twitter сдал позиции в России. В апреле аудитория* ресурса составила 7,4 млн человек, а число активных авторов – 1,6 млн. человек.



Интересно, что в апреле 2015 г. по сравнению с зимними данными пальма первенства перешла на сторону сильного пола (доля мужской аудитории увеличилась до 50,6%).

Данные о возрасте активных авторов в Twitter отсутствуют.



По уровню проникновения Twitter лидерство вернул Санкт-Петербург. Также в актуальном рейтинге в тройку ворвались Новосибирская и Новгородская области, а Москва не попала даже в ТОП-5. 
РегионАвторов% от населения
Всего по России1 596 4711.10 %
1Санкт-Петербург147 6112.94 %
2Новосибирская область52 7891.95 %
3Новгородская область11 6741.87 %
4Чукотский автономный округ8751.72 %
5Сахалинская область8 2671.68 %
6Самарская область54 0451.68 %
7Калининградская область15 9141.67 %
8Омская область32 6971.66 %
9Москва194 6271.62 %
10Ярославская область19 3471.52 %

Сравнение социально-демографических характеристик авторов


Возраст авторов


Самой молодой и динамичной социальной сетью остается ВКонтакте: почти 2/3 авторов этой сети младше 25 лет. На долю зрелого контингента «45 и старше» приходится всего 1,4% активной аудитории, авторы от 35 до 44 лет составляют всего 6% «пишущих» пользователей. Ядром данной социальной сети является возрастной пласт «от 18 до 24 лет» — 35,3% авторов.

Традиционно самая взрослая сеть Одноклассники стала еще старше: авторов младше 25 лет всего 15%, ядро активной аудитории – 24-44 лет и уже 22% активной аудитории относится к категории «55 и старше».



Для Твиттера и Instagram данные о возрасте активных авторов отсутствуют.

Пол авторов


В гендерной структуре социальных сетей преобладают женщины, особенно велика их роль в Instagram (77,4% активной аудитории) и Одноклассники (69,2% авторов). Единственной «мужской» сеть остается Живой журнал (доля мужчин здесь = 57,2%), к равенству полов весной пришел Twitter.



Тренды и прогнозы


Основным трендом первого полугодия 2015 г. является снижение говорящей аудитории Twitter более чем на 20%.

Возрастная структура активной аудитории стабилизировалась: в большинстве социальных сетей наблюдается укрепление позиций ядра «от 25 до 34 лет», Одноклассники за последние полгода стали значительно старше.

Гендерное распределение аудитории социальных медиа смещено в сторону женщин, причем, это смещение постоянно углубляется. Преобладание мужчин сохраняется в LiveJournal, к нему подтягивается Twitter.

Показательны рейтинги ТОП-авторов и групп как отражение интересов аудитории социальных сетей. Если ВКонтакте рекордная вовлеченность отмечена на страничках подростковых видеоблогеров и в развлекательных сообществах (анекдоты, лайфхаки и тайные откровения), то в Facebook самые популярные страницы куда серьезнее – здесь как личные аккаунты депутатов и журналистов «украинской темы», так и корпоративные страницы (например, Dolce&Gabbana и Skyscanner).

В заключении, отметим активное развитие альтернативных форм социальных медиа – значительно растет объем специализированных тематических форумов и отзывов (банковские и туристические ресурсы, телеком, страхование и пр.). Социальные медиа непрерывно расширяют свои границы, выходя за пределы традиционных социальных сетей – так, все больше пользовательского контента можно наблюдать в комментариях онлайн-СМИ.

** TNS Web Index, март 2015
*** Brand Analytics, апрель 2015
========================================================

Похожие публикации

Комментариев нет:

Отправить комментарий