Может ли избирательная компания в России спасти планету от третьей мировой?
Вчера, 18 мая 2016 года в 16:38
Вчера, 18 мая 2016 года в 16:38
Массовые акции протеста 2011-2012 годов после цикла парламентских и президентских выборов показали, что в стране возможна политическая борьба, возможно некое движение.
Именно поэтому сразу после печально знаменитого разгона акции на Болотной площади 6 мая 2012 года власть стала готовиться к следующим выборам. Цель — удержать рычаги управления любой ценой. Метод — подавить любое возможное сопротивление, запугать.
Первым делом было начато бесконечное «болотное дело» — насилие, примененное полицией к мирным демонстрантам 6 мая, было объявлено «массовыми беспорядками». Первые получившие сроки по этому делу уже освободились, новых до сих пор продолжают сажать.
Одновременно с этим началось ужесточение законодательства. Был принят закон, сильно расширяющий понятие «госизмена», предполагающий огромные тюремные сроки за сообщение иностранному или международному субъекту любой информации, «направленной против безопасности Российской Федерации».
Были приняты поправки в административное, а затем и в уголовное законодательство, «благодаря» которым первый выход с мирным протестом на улицу заканчивается задержанием и большим штрафом, второй — огромным штрафом, а третий — уголовным сроком. Осужденный по вновь введенной статье 212.1 УК РФ Ильдар Дадин получил два с половиной года тюрьмы за одиночные пикеты, которые всегда проводились подчеркнуто мирно.
Затем были предложены новые варианты законов «О полиции» и «О ФСБ», которыми сотрудникам силовых ведомств давалось больше полномочий по применению силы и налагалось меньше ответственности за «перегибы». Закон о применении физической силы к заключенным, получивший в народе название «закон садистов», и закон «О полиции» приняты к настоящему моменту в первом чтении. Закон о ФСБ был принят полностью стремительно, в течение трех суток, без предоставления возможности общественного обсуждения.
Борьба с НКО, направленная на их уничтожение, выразилась в принятии закона «об иностранных агентах». Многие организации после этого закрылись, а против оставшихся могут быть использованы последние поправки, принятые по проекту Минюста, которыми «политической» называется буквально любая деятельность.
Одновременно с активной репрессивной законотворческой деятельностью набирает обороты репрессивное же правоприменение, ориентированное на борьбу с «несогласными». За период с 2011 по 2015 годы число осужденных в год по «экстремистским статьям» увеличилось в три раза. За перепосты и лайки люди получают уголовные наказания — от штрафов и исправработ до реального лишения свободы.
Но все равно в преддверии выборов этого оказалось мало. Очевидна потребность власти еще сильнее обезопасить себя.
Позиция силовиков, которых во власти сейчас абсолютное большинство и которые привыкли решать вопросы «просто», такова. Оппозиционеры ориентируются на либерально-демократические ценности, они давно уже изгои в российском обществе. И самой власти надо уже прекратить играть в бирюльки, отказаться в том числе и от Конституции, которая основана тоже на этих «чуждых» ценностях, и вернуться к тоталитарной деспотии, к которой Россия привыкла на протяжении своей многовековой истории.
Яркими подтверждениями этой позиции стали последние два события — манифест председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, опубликованный в «Коммерсант-Власть», и законопроект Яровой–Озерова, на всех парах мчащийся к принятию. Бастрыкин в своем манифесте прямо призывает отказаться от Конституции, а законопроект Яровой–Озерова хоть этого открыто и не декларирует, но прямо подразумевает.
Законопроект Яровой–Озерова — пакет поправок к законодательству о «терроризме» и «экстремизме» — расширяет понятие экстремизма и одновременно ужесточает наказание за него. Единственным наказанием за «экстремизм» (к которому теперь, напомним, относятся и лайки и репосты) предлагается оставить лишение свободы, вводятся новые понятия вроде «недонесения» на «экстремистов», которое также карается уголовным преследованием, причем начиная с 14-летних детей. Также предлагается запретить выезд за границу на пять лет любому, кто получил «предостережение» (которое может выносить любой правоохранительный орган).
Этот законопроект нацелен не только на подавление и запугивание в широком смысле, но и на борьбу конкретно с противниками на выборах. Сторонники либерального пути и демократии в России уже давно получили клеймо «экстремисты». Под экстремизмом уже подразумевается почти любая критика власти. А после принятия этого закона любой оппозиционный кандидат в депутаты должен будет тщательно взвешивать каждое слово, чтобы не быть снятым с выборов и чтобы просто не сесть в тюрьму.
Одновременно, как ни странно, власти идут по пути открытости выборов.
Наиболее эффективный и заметный шаг в этом направлении — назначение на пост председателя ЦИК Эллы Памфиловой. Я знаю Эллу Александровну более 20 лет и уверен, что это ни в коем случае не совместная игра власти и Памфиловой. И ее первые шаги показали, что она действительно сделает все, чтобы эти выборы были более открытыми, законными и честными. Это уже подтвердилось решением об отмене выборов в Барвихе, а также открытым контактом Эллы Памфиловой с сообществом наблюдателей.
Последний штрих к пейзажу — уничтожение одного из немногих оставшихся независимых СМИ — РБК.
Задачи общества в этих условиях ясны. Первое — противодействовать атаке консервативного крыла силовиков, остановить принятие поправок Яровой–Озерова. Эта задача более чем актуальна, поскольку первое чтение уже успешно прошло и очевидно, что закон будут протаскивать и дальше.
Для борьбы с этими поправками надо пользоваться всеми механизмами, которые есть сейчас у общества. В частности, крайне негативную оценку этот законопроект уже получил в Совете по правам человека при президенте — экспертиза СПЧ рекомендовала его не принимать как противоречащий Конституции и нарушающий права граждан и одновременно не выполняющий свою декларируемую задачу противодействия терроризму. Необходимо сейчас остановить второе чтение законопроекта при проведении его обсуждения в Общественной палате, Совете по правам человека и экспертами Уполномоченного по правам человека в РФ. Правозащитники уже направили соответствующие обращения.
Второй инструмент, который есть у общества, — выражать свое мнение напрямую с помощью разумных акций. Поэтому я призываю читателей следить за этим и поддерживать их. Власти, я надеюсь, в свою очередь, согласуют проведение таких акций, не устраивая, как это бывает, провокаций в виде отказа.
А вторая задача — участвовать в выборах. Наблюдать и обеспечивать их законность. Голосовать, поддерживая тех кандидатов, которые выступают за либеральные ценности и против тоталитаризма.
Почему я считаю настолько важными эти самые либеральные ценности? В первую очередь, для предотвращения международного военного конфликта, который уже приобретает реальные очертания. Кризис сейчас постоянно нарастает. Нагнетаемое противостояние с НАТО в конце концов может стать реальным. Хотя бы из-за случайного контакта военных судов и самолетов, которые теперь постоянно оказываются в опасной близости друг от друга в международных водах или воздушном пространстве.
Есть распространенная точка зрения, что Россия может идти «особым путем», игнорируя международные договоры, поскольку это поддерживается большинством населения.
Хочу напомнить, что Вторая мировая война возникла именно потому, что руководитель немецкого государства также «уловил» настроения своего народа, усилил их и успешно ими манипулировал. Немцы стали разделенной нацией в результате Первой мировой войны, жили в нескольких европейских государствах. Именно опираясь на это, Адольф Гитлер начал Вторую мировую войну, от которой пострадали все европейские страны, в наибольшей степени Россия, а также больше всех и сама Германия.
Поэтому на доводы, что либералы «не прислушиваются к воле народа», хочу ответить, что не всегда к этой воле надо прислушиваться, и уж точно к ней прислушиваться не надо, когда она желает войны. Тем более что эта воля во многом спровоцирована оголтелой пропагандой ненависти, идущей с федеральных каналов телевидения.
Гитлер нарушил международные договоры в прошлом веке, начав Вторую мировую войну. Россия пока не нарушила ни одного международного договора, но рискует встать на путь конфронтации с Западом, с которого необходимо сойти. Сторонники либерального курса предлагают найти ту стрелку, которая переведет власть на путь сотрудничества с европейским сообществом, совместно решать вопрос о разрешении того международного кризиса, который уже произошел. Не допустить развития этого кризиса.
Я уверен, что пока еще такой путь для России возможен, особенно если власть перестанет быть однородной и к ней будет допущена либеральная оппозиция.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий