Производители аудиотехники в Японии и хронология изобретений
|
Рассказываю очень кратко, как все было.
В доме обывателя 50-х годов могло быть только два источника любимой музыки — виниловые пластинки и радио. Поэтому в ходу были некие вариации на тему электрофона, ламповые радиоприемники или комбинации из всего этого — античные музыкальные центры, сочетавшие в себе проигрыватель пластинок, ресивер (радиоприемник, совмещенный со стерео-усилителем) и колонки. По сути, слушатель того времени получал от аппаратуры, в лучшем случае, полосу частот от 100Гц до 12кГц (искажения и пр. оставим вне рассмотрения), что, разумеется, — далеко не предел мечтаний.
Запись на магнитную ленту
В 60-е годы в обиходе начали появляться катушечные магнитофоны — особенно активными на этом поприще были Akai (см. например,M-10, 3000D, появившиеся уже в 1960 году), а затем и TEAC (см. например, A-4010, R-1000 — оба 1966 года выпуска). На высоких скоростях катушечники позволяли записывать весь слышимый диапазон частот (и даже больше), но, если не рассматривать записи с пластинок, я, признаться, не знаю, где обыватель того времени мог брать некие качественные фонограммы для катушечных магнитофонов. В любом случае, с одной стороны, катушечники (при грамотном подходе) позволяли делать копию практически неотличимую от оригинала, а с другой — имели огромные размеры, большой вес, ломовую цену и были весьма сложны в эксплуатации. Одним словом, необходимость в чем-то более «домашнем» и экономичном была очевидна. Поэтому в 70-е годы катушечные магнитофоны начали более чем активно вытесняться кассетными деками.
Даже самые лучшие первые кассетные деки и первые кассеты не позволяли выполнять запись с качеством, при котором копию невозможно было бы отличить от оригинала, эталоном которого являлась виниловая пластинка. Причина тому проста — при тех ширине и скорости движения ленты, что были приняты в качестве стандарта для кассетных магнитофонов (которые намного меньше тех, что применялись в катушечных магнитофонах), технологии начала 70-х (главным образом, головки и, в несколько меньшей степени, покрытия лент) не позволяли записывать на кассетную ленту частоты выше 12кГц, хотя в документации можно увидеть и 15, и даже 18кГц. Т.е. формально эти частоты могли быть записаны на ленту, но со столь низким уровнем, что реально услышать их было нельзя. Кроме того, первые кассеты имели весьма высокий уровень собственных шумов, что, естественно, тоже не радовало. Попытки избавиться от этих недостатков — прежде всего, расширить диапазон записываемых частот, повысить линейность и снизить шумы — предпринимались на протяжении почти 10 лет, пока в 1981 году Nakamichi не достигли в этом деле абсолюта.
В принципе, после того как Nakamichi достигли абсолютной вершины в технологии записи на магнитную ленту, другим производителям можно было бы уже не беспокоиться и ничего не делать — выше потолка не прыгнешь. Но, тем не менее, многие производители все равно продолжали выебываться, выпуская весьма крутые деки, во многих аспектах аналогичные декам Nakamichi. Нужно понимать, что кассеты были предложены потребителю, по большому счету, как средство от бедности — они предоставили людям возможность иметь столько музыкальных записей, сколько неудобно (да и невозможно) было иметь на пластинках. Фактически, кассетная запись в те времена, продлившиеся до начала 90-х, была аналоговым аналогом нынешних торрентов.
В конце 1982 года на рынке (не Черкизовском, разумеется, а на тамошнем, западном) появились первые бытовые проигрыватели компакт-дисков, которые возвестили о скором закате кассетной эры. Еще несколько лет после этого многие производители продолжали выпускать и дорабатывать кассетные деки — кто по инерции, а кто в надежде, что одно другому мешать не будет.
Воспроизведение виниловых пластинок
Активные изыскания в этом направлении, по понятной причине, шли параллельно с изысканиями в области записи на магнитную ленту. И, логичным образом, закончились практически одновременно. В отличие от реального — не только видимого на приборах, но и ясно слышимого ухом даже в слепом тесте — прогресса в сфере кассетных дек, аналогичного прогресса в сфере воспроизведения пластинок добиться не удалось. Что, в общем-то, неудивительно — ну, откуда в жопе алмаз? Зато проигрыватели винила 80-х приобрели невиданный ранее функционал, весьма напоминающий функционал проигрывателя компакт-дисков, скрещенный с функционалом кассетной деки высокого уровня, — они умели сами включаться, сами выключаться, играть песни в произвольном порядке, повторять это сколько угодно раз, они уменьшились до размера носителя (т.е. пластинки, а то и еще меньше), позволяли воспроизводить пластинки в вертикальном положении, а иногда даже не требовали переворачивания на другую сторону.
И если кассетные деки в результате «цифрового шока» скончались окончательно и бесповоротно, то проигрыватели винила удалось реанимировать. Более того, теперь они все превратились в Hi-End! Разумеется, никакого функционала в современных ПВП нет и в помине — с технической точки зрения они примитивны до безобразия, не умеют делать вообще ничего — только крутят блин, причем самым хуевым способом. Зато их делают в таком дизайне, что у зрителя попросту отнимаются ноги — типичный образец показан на фото. Бывает, конечно, и круче, а бывает и полный минимализм — для начинающих дурачков (см. также статьи Мифы о виниле и Воспроизведение пластинок).
Совершенствование акустических систем
Несмотря на применение буквально таки космических технологий, ничего экстраординарного в плане звучания акустических систем добиться также не удалось — и сегодня все звучит почти также, как и 50-60 лет тому назад. Что бумага, что кевлар, что бериллий, что бор, что конусные динамики, что купольные, что плоские — практически один хер. Что с прямыми АЧХ, что с пиздец-кривыми, что с фазоинвертором, что в закрытом ящике — один хер. Да, конечно, безо всякой коррекции звукового поля в разных комнатах все АС звучат ощутимо по-разному, а с коррекцией — практически неотличимо. Довольно интересный эффект дают только одни АС — с так называемой линейной фазовой характеристикой. Но только не нужно его переоценивать — эффекта там процентов 25, а остальные 75% — маркетинговая приманка.
Проигрыватели компакт-дисков
Во всем аудио не найдется ничего более одинакового, чем «звучание» проигрывателей компакт-дисков — что самый первый ПКД выпуска октября 1982 года, что «самый последний» (буквально от позавчера) — разницы нет вообще никакой. Какие бы там Legato Link'и, MASH'и, передискретизации, ап- и даун-сэмплинги, дельта-сигма модуляции и не знаю, что там еще, в них ни городили. Даже Philips CD-100 — 14-битовый ПКД, в котором стандартные 16 бит достигаются за счет оверсэмплинга, — и тот «по звуку» ничем не выделяется. Одним словом, нет темы более скучной и унылой, чем вся вот эта цифровая поебота. Но то, как все это начиналось, — действительно интересно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий