суббота, 3 октября 2015 г.

Повторяет ли Путин ошибку Брежнева?



Три дня назад Россия перевернула очередную страницу новейшей истории, согласившись участвовать в бомбардировках сирийских позиций боевиков ИГИЛ. Минобороны отчиталось о первых успехах, патриоты радуются возвращению страны в клуб сверхдержав, скептики вспоминают афганский опыт, начавшийся триумфально, но обернувшийся катастрофой для Страны Советов, ее идеологии и политической системы. Какое будущее сулит России участие в этой спецоперации и не станет ли этот шаг фатальным промахом Кремля?
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
"Наши действия будут осуществляться строго в заданных рамках. Во‑первых, мы будем поддерживать сирийскую армию исключительно в ее законной борьбе именно с террористическими группировками. Во‑вторых, поддержка будет осуществляться с воздуха без участия в наземных операциях. И третье, такая поддержка будет ограничена по времени – на срок проведения сирийской армией наступательных операций", - прокомментировал президент России Владимир Путин решение Совета Федерации отправить войска в Сирию. Скажи наш национальный лидер нечто подобное лет 20-25 назад, на Красной Площади собрался бы стотысячный антивоенный митинг. Хорошо, если без требований об отставке.
Сегодня о массовых протестах речи не идет, хотя социология говорит об умеренно-пацифистских настроениях. "Левада-центр" в сентябрьском исследовании выявил, что соотечественники согласны предоставлять дипломатическую (67%), гуманитарную (55%) и экономическую (41%) помощь. За прямую военную выступили лишь 14% россиян.
Реакция в социальных сетях последовала незамедлительно и продолжает нарастать. Показательно, что активнее всего президента поддерживают мужчины допризывного (из 5 "Б") и постпризывного возрастов. Зрелые женщины, как и подобает их гендерной категории, ставят себя на место солдатских матерей и более сдержанны. Наиболее либеральная и активная часть приступила к сбору антивоенных подписей на сайте кремлевских петиций. Пока желающих сказать "решительное НЕТ" нашим полетам над Сирией немного, около двухсот человек. "Хипстерская" часть населения, подписанная на антипутинские паблики, начинает бояться ездить в метро и засыпать с включенным светом.
Украинские пользователи "держат пальцы" и "сворачивают дули" за ИГИЛ и оппозицию, обвиняя Путина в "фашизме", распространяют фейковое видео со сбитым российским Су-25 и радуются, что российский гарант Конституции переключился с Донбасса на Дамаск.
ГЕРОЙ НЕДЕЛИ
Путина можно было смело записывать в "главные герои" политической семидневки. И такой выбор наверняка сделают десятки и сотни коллег, формулируя свои итоговые материалы. Но сегодня российский президент, по крайней мере, по нашей версии, остается без медали, а пальма первенства переходит его сирийскому коллеге. Башар Асад умудрился выскользнуть из петли Саддама Хусейна, отложив на неопределенный срок свою физическую и политическую кончину! Официальный Дамаск умудрился обратиться за помощью к России именно в тот момент, когда Кремль не мог отказать в просьбе.
"Похоже, это все-таки предопределенная колея, и свернуть с неё и впрямь невозможно. В какой-то момент каждый диктатор, вместо того, чтобы, поняв, что - ну все уже, ну проиграл, ну сиди ты тихо-спокойно доживай свой век, в десны целоваться с тобой, конечно, больше не будут, но и отдельно сковыривать тебя с трона ты тоже на фиг никому не нужен - вместо этого в какой-то момент диктатор разбегается и со всего маху бьет головой в кнопку "Пустить реактор вразнос". Видимо, это такой закон природы. Которого не избежать", - выдает критическую тираду в Facebook "проукраинский" военный корреспондент Аркадий Бабченко.
Самое интересное, что противоположный лагерь также утверждает, будто бы Владимир Путин не мог поступить иначе, потому как амбиции России требуется чем-то подкреплять.
"Очень умно перенесли Россию в Сирию, уже утёрли нос США, заставили принять нас, как некогда войска Александра I-го, мы успешно вернулись в мировое сообщество и будущее сулит нам множество побед. Из "захватчиков" и "агрессоров" ВВП одним решением превратил русских в спасителей человечества от ИГИЛ", - восхищается своим недавним визави лидер "Другой России" Эдуард Лимонов. А надо бы восхищаться Башаром Асадом и сирийским МИДом, ибо ни Захарченко, ни Плотницкий, ни Стрелков с Болотовым и Пушилиным, ни многочисленные митинги в поддержку Донбасса не смогли убедить Путина предпринять аналогичные шаги в адрес ДНР и ЛНР, а сирийский президент умудрился! Потому и герой.
МНОГОХОДОВКА НЕДЕЛИ
В действиях же российского гаранта Конституции, по традиции, ищут подвох. Последние пару лет в интернет-пространстве набрал популярность термин "путинская многоходовка", который можно воспринимать, в зависимости от идеологических пристрастий, либо всерьез, либо с иронией. Сегодня Россия и весь мир, не удовлетворяясь официальными трактовками, задаются вопросом: "Зачем России бомбить ИГИЛ и Сирию?" Ответы поищем в комментариях экспертов.
"Ситуация в Сирии в последние месяцы обострилась настолько, что само существование сирийского государства было поставлено под сомнение. Бои идут уже на окраинах Дамаска. Сирийская армия физически не могла справиться с войной на несколько фронтов, ведь она воевала не только против боевиков ИГ, но и против так называемой оппозиции. Допустить расползания и укрепления позиций террористического квази-государства, которым фактически стало ИГ, было нельзя, потому что следующим регионом, куда направились бы террористы, неминуемо стал бы Кавказ". – объясняет Noteru.com мотивы Владимира Путина политолог Игорь Шатров. – "Методы, которые применяет для борьбы с ИГ западная коалиция, неэффективны. У нас, если честно, просто не было выбора. Мы вмешались в ситуацию, когда медлить было уже нельзя, в последний момент. Все остальные последствия, которые вытекают из участия российской авиации в уничтожении боевиков ИГ, тоже играют на руку России, но они только следствие, а не причина принятия решения. И самое важное, на мой взгляд, это то, что факт участие России в борьбе с мировым злом доказывает: Россия – не региональная, а мировая держава. Мы в Сирии защищаем не Асада и даже не только свой Кавказ, мы защищаем Европу и мир в целом. Теперь это ни у кого не может вызывать сомнение. Положительные результаты, которых мы достигнем в этой операции, конечно, повысят авторитет России на международной арене. А скажется ли это на ситуации в Донбассе? Конечно, успехи в борьбе с террористами на Ближнем Востоке косвенно повлияют и на украинский конфликт, как минимум, его заморозят", - окончательно раскрывает смысл "многоходовки" эксперт. Действительно, Порошенко и Яценюк, погревшись в лучах славы, вернулись в периферийную политическую берлогу, а на авансцену вышел ближневосточный конфликт.
Политолог Вячеслав Данилов не считает, что в нашей сирийской активности имеется какое-то двойное дно. Напротив, по мнению аналитика все решения лежат на поверхности.
"Для РФ важно показать, что она имеет в регионе стратегические интересы, и что она не намерена от них отказываться. Да, так уж получилось, что они ассоциируются с именем Башара Асада, который имеет на Западе не самое лучшее паблисити. Но давайте будем честными, число негодяев, которых поддерживает так называемое цивилизованное сообщество, не так уж и мало", - комментирует путинскую стратегию собеседник редакции.
"Наша помощь Сирии - это и шанс для Башара Асада мобилизовать свою поддержку как в стране, так и на международной арене. Восстановить страну в той степени. в которой это возможно, и в определенный момент поставить вопрос о мире в регионе. Но пока до этого еще далеко.
Применение РФ войск за границей - в частности ВКС, - поначалу было воспринято довольно истерично в мировых медиа, так что казалось, что это лишь увеличит напряженность в регионе и Сирия, как воронка, будет засасывать в свой конфликт все больше игроков. Но истерика улеглась, дезинформация опровергнута, и надежда на позитивный исход для Асада представляется не такой уж утопией, как раньше", - таким образом, экспертное сообщество не отрицает, что Россия все-таки воюет за Асада. Другое дело, что именно с этим политиком сегодня связаны национальные интересы страны.
Выходит, что Владимир Путин участием в сирийской проблеме пытается "убить" целую стаю зайцев, которая может, по мере развития конфликта, пополняться новыми и новыми особями. Очевидно одно – для России крайне неприемлема победа ИГИЛ или любой другой группировки с радикальной исламской риторикой, а единственным политиком, который может ее сорвать является Башар Асад.
РЕЗЮМЕ
Скоропалительных выводов о российской миссии в сирийском конфликте сегодня делать не стоит. Самое прекрасное начало спецоперации никогда и никого не страховало от военных и политических катастроф. Пока сирийская война для России напоминает корейскую с летчиками "Ли Си Цинами", паниковать преждевременно. Но ближайшие 3-4 месяца внушают тревогу. Кто знает, не придется ли зимой продлевать мандат действия наших ВВС, а через год перебрасывать под Дамаск спецподразделения по тем же мотивам? Здесь уже будут уместны афганские и вьетнамские параллели, крайне неприятные для национальной элиты и гражданского общества.

Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько
автор статьи-Сергей Рунько
Сергей Рунько 17749 
Политика: 18:00, Пятница 02 Октябрь, 2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий