пятница, 22 января 2016 г.

Дмитрий Запольский: Путин всего лишь наемный менеджер корпорации ЗАО РФ

Дмитрий Запольский хорошо знал Путина и многих других ключевых российских политиков. В начале 90-х он был секретарем комиссии Ленсовета по правам человека, курировал процессы по реабилитации политзаключенных и реформированию КГБ СССР. Вот его шокирующие откровения на самые больные нынче темы.

Возрастающее количество материалов, разоблачающих Путина и его окружение, свидетельствует лишь об усталости некоторых элит, но никакой смены власти пока не происходит. Кризис есть, но это личный кризис Путина, его персональный тупик, а не системы, которая родилась примерно в 1990-м. Тогда был принят курс на создание «класса собственников» и передачу активов и ресурсов тем, кто, на взгляд группы Чубайса (к которой потом примкнул и Путин), способен с оружием в руках защитить «молодую российскую демократию». Поэтому власть так радостно слилась с бандитами в единую систему. Путин потом был выбран как хранитель этой системы, но он – не ее создатель.
Путин – слабая фигура, он окружил себя второстепенными людьми, которые понятны ему по кругозору, менталитету и культуре. Ему комфортно в этой среде, он ощущает себя своим среди своих. Но это не имеет отношения к власти в России. Не тамбовская братва управляла Путиным: настоящие хозяева Путина и всех этих Ротенбергов – это Чубайс, Нечаев, Фридман, Абрамович. Те, кто в 90-х выдвигал лозунг «Обеспечить защиту новой России от коммунистов может только сильный и злой класс беспринципных собственников-капиталистов (бандитов) под контролем КГБ-ФСК-ФСБ».
В 1992-м году я возглавлял государственную комиссию по расследованию незаконной приватизации Балтийского морского пароходства в Петербурге. Назначил меня Ленсовет, а комиссия была создана по результатам моего журналистского расследования. Итоги работы были такими: в Балтийском пароходстве украли 187 судов, десяток ценнейших зданий и огромную загородную базу «Балтиец». На вырученные миллионы купили недвижимость в Испании и испанскую мебель, чтобы ею торговать.
Я привез три тома материалов своему тогдашнему товарищу, руководителю Госкомимущества Чубайсу: «Надо срочно отменять приватизацию! Украли весь флот, сотни судов, полмиллиарда долларов, там бандиты, там иностранная агентура, там вообще беспредел!» Дело было почти ночью, полутемный кабинет Брежнева на Старой площади, горит тусклая лампочка, пьем чай, замученный Чубайс сутками работал тогда.
«Не, Дима, не будем отменять. Ты, конечно, герой, что такое нарыл, но отменять приватизацию Балтийского пароходства не будем. Нам нужен класс собственников, злых, сильных, агрессивных. Иначе нас сметут коммунисты и прочие уроды. Потом разберемся, кому что передали – и наведем порядок. Если не согласен, иди к Гайдару, но Егор тебе то же самое скажет!»
Я пошел к Гайдару: «Егор Тимурович, нам люди этого не простят, пароходство в Питере, морской город, окно в Европу, тысячи рабочих мест!» А Гайдар, причмокивая: «Нам не простят, если мы провалим реформы и отдадим власть! Поэтому пусть собственность забирают те, кто может управлять, никаких пересмотров!»
Потом, через много лет я спросил у Путина, который возглавлял Контрольное управление президента – правда ли, что он и другие выходцы из команды Собчака рассматривают Чубайса как своего лидера? И Путин совершенно серьезно ответил, что да, Чубайс – самый достойный лидер «из нашей команды». То есть в 1999 году Путин считал себя членом команды Чубайса. И на выборы шел как «один из».
Сейчас и у политологов в голове каша, а у журналистов – тем более. Путин – не диктатор, не узурпатор, не глава мафии, не «крестный отец». Он по-прежнему «один из команды Чубайса». Из тех, кто захватил власть в России в начале 90-х годов и удерживает ее до сих пор. Как самое очевидное доказательство этого можно привести тот факт, что Чубайс, Греф, Кудрин, Медведев, Мутко – все при деле, все сыты и счастливы.
Путин – это председатель совета директоров ЗАО «Российская Федерация», но он сам при этом миноритарий, постепенно становящийся мажоритарным акционером. И он является отличным менеджером корпорации, переживающей трудные времена. То есть акционеров вполне устраивает его работа. По крайней мере до самого недавнего времени устраивала на сто процентов.
Сейчас, возможно, это одобрение понизилось, но пока не критически. Вспомним так сказать истоки. Когда стал заканчиваться первый срок Бориса Ельцина (чей рейтинг был 3 процента!), стало понятно, что в России, как и во всех странах Восточной Европы, после харизматичного демократа придет коммунист или социалист, который исправит перекосы и ошибки предшественника. Но это означало бы пересмотр приватизации и, как минимум, судебный процесс над Чубайсом, Гайдаром и иже с ними. А возможно, и над самим Ельциным. Естественно, в рядах высшей финансово-политической элиты это вызывало шок и трепет. Самые богатые и сильные вынуждены были объединиться перед лицом угрозы. Если переходить к персоналиям, давайте вспомним тех, кто спонсировал второй срок Ельцина. Это так называемая «семибанкирщина» – Фридман, Авен, Потанин, Гусинский, Березовский, Ходорковский, Смоленский, Виноградов и Малкин.
В 1996 году они контролировали 51 процент экономики России и заключили своеобразный пакт с семьей Ельцина, давший гарантии неприкосновенности капиталов этой семьи, неизменности курса. Затем в эту группу вошли Абрамович – как «кошелек» семьи, Чубайс и Волошин – как администраторы (а Чубайс еще и как связной с определенными кругами в США). С самого начала второго срока Ельцин был фактически отстранен от рычагов управления по состоянию здоровья, и эта группа (можно вполне ее назвать «хунтой») активно вела поиск преемника.
Шел непрерывный кастинг. Ельцин и Наина Иосифовна мечтали притащить в Кремль Немцова. Волошин ставил на Степашина. Присматривались к Лебедю, к офтальмологу Федорову, даже Никита Михалков в кастинге поучаствовал: пытались «слепить» кандидата вообще из ничего, рассматривали даже совсем экзотические варианты типа коронации отпрыска семьи Гогенцоллернов с регентом в виде Чубайса…
В 1998 году рухнул рубль, вся экономика полетела в тартарары, разорились Инкомбанк Виноградова, Мост-банк Гусинского и СБС-Агро Смоленского. На плаву удержались Березовский, Ходорковский, Абрамович, Авен, Фридман, Чубайс и Волошин, группа усилилась Примаковым. Они прочно взяли в свои руки управление, и вся вышедшая из кризиса хунта стала с удвоенной силой искать сменщика в Кремле. Требования были такие: преемник должен быть слабым, управляемым и «своим» для демократов. Иметь опыт работы с крупным бизнесом, не шарахаться от бандитских «понятий», на него должен быть весомый компромат, который позволил бы держать его на поводке. И он должен быть безликим, чтобы в момент выборов «нарисовать ему лицо» в соответствии с запросами избирателя. В результате этого кастинга нашелся Путин.

Предложил его Ельцину именно Чубайс, а не Березовский или «православный банкир» Пугачев. Естественно, согласовали с американским истеблишментом. Там было главное условие – сохранить целостность страны и ядерное оружие в одних руках. Кандидатура устроила всех. Путин стал наследником ельцинского престола – и легко въехал в Кремль. В хунте тем временем возникли противоречия – на себя стали тянуть два человека: Березовский и Ходорковский. Но после прихода Путина в Кремль Березовский и Ходорковский коллективным решением исключаются из игры, на освободившееся место в ряду олигархата приходят новые участники: всякие Ротенберги, Ковальчуки, Шамаловы – то есть кооператив «Озеро».
Но обязательства у Путина остаются, он свято их блюдет: Березовского не убивают, а дают ем у возможность смыться в Англию; Ходорковский отказывается уезжать, его отправляют на нары. Я думаю, решения об этом принимались не лично Путиным, а коллегиально теми, кто его породил: Волошиным, Чубайсом, Фридманом, Авеном, Примаковым и зарубежными элитами, чьи интересы представляли Чубайс и Примаков. Такой вот состав мажоритарных акционеров…

Считается, что Путин, видоизменившийся за время своей власти, стал серьезной проблемой для Запада. Но я, как политолог, не вижу признаков этого. На мой взгляд, сейчас «вопрос Путина» балансирует на весах: то в сторону его выхода из игры, то обратно. Если бы США и европейские лидеры приняли решение по его уходу, мы увидели бы совсем другие санкции в отношении России. Но решения «менять Путина» нет. Это вовсе не значит, что такой вердикт не будет вынесен в ближайшее время. Вот тогда мы увидим и нефть и по 12 долларов за бочку, и тотальные банковские санкции, и многое-многое другое.
Если смотреть на вещи с цинично-рациональной точки зрения, то Западу сейчас от Путина больше пользы, чем вреда – он консолидирует западный мир, он повышает роль США как оплота демократии во всем мире, он губит конкурентные возможности России, вытесняет из страны лучшие мозги, которые вливаются в западную науку. Он поднимает национальное самосознание в республиках бывшего СССР. Он обеспечивает выход Европы и США из экономического кризиса за счет «внешней угрозы»: увеличивается военное производство, растут бюджеты, становятся проще политические технологии на выборах. В мире всегда нужен такой политик. Были страшные Саддам, Слободан, потом Муаммар, теперь вот Владимир. А если его сместить, возникнет вакуум…
Но при всей выгодности Путина для актеров мировой политики, можно полагать, что его дни в качестве лидера уже сочтены. Но не зря ведь в начале этого года идеологи Кремля вывели в мир формулу «Путин = Россия». Это в мире понимают все, у кого есть мозг: уход Путина приведет к окончанию тысячелетнего имперского проекта. Россия перестанет, как минимум, быть собой. Поэтому я сегодня думаю не о механизмах смены власти, а о пост-России. Это гораздо важнее – понять, что будет после и как избежать максимума жертв в процессе депутинизации. А не искать «тамбовские» корни в путинской власти. Они там есть, ну и что с того? Больной перед смертью активно потел.

Вот еще вопрос: кто из внутренних акционеров ЗАО РФ сегодня готов выкатить черный шар Путину? Я думаю, никто. Во-первых, Путин доказал своему окружению, что не кидает никого, выполняет все свои обязательства досконально и в срок. Во-вторых, в конечном итоге их интересует лишь стабильность ситуации. У Потанина, Фридмана, Авена, Чубайса, Абрамовича (кстати, теперь и Прохоров заслужил право войти в это Политбюро кандидатом) все спокойно, стабильно и чудесно. Зачем выкатывать черные шары? Зачем менять Путина? Я как раз не вижу для Путина никаких угроз со стороны этого окружения. Еще раз подчеркиваю – когда европейские и американские элиты начнут процесс выдавливания Путина, под санкциями окажутся реальные акционеры ЗАО «Российская Федерация», а не менеджмент среднего уровня, присосавшийся к бонусам, типа Ротенбергов и всяких там Ковальчуков. Вот когда под санкции попадет Роснано и Чубайс, тогда пиши пропало. А пока Путину ничего не грозит ни снаружи, ни внутри.

Чубайс сейчас стоит в кремлевской иерархии выше всех Ротенбергов. Попробовал бы Ротенберг сказать на корпоративе, что у него много денег – через неделю бы ходил нищий, причем сам бы передал свои активы какому-нибудь адъютанту типа Сечина. А на Чубайса робко тявкнул только Дворкович. Вспомните слова Путина 17-летней давности – «Чубайс из нас самый достойный». Разве что-нибудь изменилось с тех пор?
Когда власть в 1991-1994 гг. висела на волоске, когда в любой момент мог возникнуть военный путч, массовые беспорядки рабочих, вооруженные столкновения с толпой, идущей на штурм условного Смольного/Зимнего, вопрос снабжения страны решали американцы и страны НАТО. Была так называемая гуманитарная помощь, когда в страну везли непрерывно куриные окорочка, спирт, сигареты и сухое молоко, чтобы купировать народные выступления в зародыше. В обмен, как известно, Ельцин назначил на МИД Козырева, а на приватизацию – Чубайса. Помните, как министр Бакатин передал американцам схему подслушек в новом здании Посольства США? Тогда вся стратегическая промышленность была неофициально рассекречена через Госкомимущество, куда были переданы все документы Госплана для принятия решений о приватизации. Аналитический процесс вели американские советники, это никакой не секрет. Джонатан Хэй возглавлял эту группу и прославился тем, что даже в США потом попал под суд за мошенничество, хотя был штатным сотрудником разведки.

Запад не менее пристально наблюдал за ходом реформ в других странах Восточного блока. Но там это не привело к таким печальным последствиям. Почему Россия не стала членом НАТО, почему не стала хотя бы кандидатом в члены ЕС с неопределенными сроками вступления, как Турция?
Вспомним, что в начале первого срока Путина Россия всячески напрашивалась в НАТО, Путин об этом прямо заявлял, была создана переходная подготовительная площадка, подготовка шла с обеих сторон. Но потом вдруг все оборвалось. Я считаю, что тут сошлись несколько факторов. Один из них – правящая в России клика не смогла решить этот вопрос с генералитетом и военной промышленностью, так как пришлось бы перевооружать армию по нормальному стандарту. А это означало бы отказ от колоссального потока откатов в свой карман!
Я как-то в начале двухтысячных узнал, сколько военно-морской флот платит за вспомогательные (не боевые!) корабли. Ну, просто поинтересовался на заводе ценой адмиральского катера. Ужаснулся! Железная лоханка, кое-как обшитая изнутри дешевой фанерой с движком от трактора, стоила двадцать три миллиона долларов! И я представил себе, сколько адмиралы получают с бизнесменов черного нала за такой заказ. А сколько стоит военный корабль? А танк? А экипировка? Если бы Россия вступила в НАТО, все бы эти заказы стали прозрачны и ясны. Кстати Путин в свое время сам был поражен этими колоссальными финансовыми потерями в армии – когда назначал финансиста-налоговика Сердюкова разбираться с этим. И потом вынужден был его сдать под напором генералитета и военпрома.
Ну, а о вступлении в ЕС речи не шло с самого начала: быть членом Евросоюза – значит, поставить все внутренние финансовые потоки под коллективный контроль, а это прямо противоречит идее хунты грести все под себя и не делиться с обществом. Тут все самого начала понятно – пчелы не будут воевать против меда.

Еще вопрос: если Чубайс, на мой взгляд, до сих пор выше Путина в иерархии, а за Чубайсом стояло ФСБ – как это увязать с тем, что Путин сам был главой этой структуры?
Но Путин стал главой ФСБ, когда уже его кандидатура была утверждена. То есть это был всего лишь этап. Вообще, считается, что ФСБ со времен Бакатина была поставлена под контроль группы Чубайса – и все, что происходило с этой структурой в дальнейшем, было в нужном русле. А вот служба внешней разведки (СВР), бывшее Первое Главное управление КГБ СССР, как раз выпала из сферы влияния группы Чубайса, и контроль за этой структурой получил Примаков. Вспомните, как Березовский «мочил» Примакова (и Лужкова) перед выборами Путина силами Доренко. Вот это была схватка спецслужб! Почему-то все забывают, что Березовский в 1997-98 был заместителем секретаря Совета Безопасности России, то есть имел наивысшую форму допуска и фактически контролировал ФСБ. Кстати накануне выборов Путина именно Примаков пытался посадить Березовского по обвинению в мошенничестве. Это все в открытых источниках есть, никаких тайн…
А как, спрашивается, группа Чубайса получила контроль над ФСБ? Ельцин с самого начала больше всего боялся КГБ, да и вся его команда от мала до велика боялась раскрытия архивных дел. Многие из нее были секретными агентами, кто-то сотрудничал с западными разведками. И первым делом после краха СССР была создана новая спецслужба, к которой потом было присоединено то, что осталось от КГБ СССР. С самого начала процесс этот курировал Степашин. Я был с ним тогда в прекрасных отношениях, наблюдал его работу, и он рассказывал мне много интересного.
Степашин – человек, близкий к Чубайсу, хотя впоследствии и отошел от демократов, примкнув к «Яблоку», когда Явлинский пообещал вернуть его на пост премьера в случае своей победы на президентских выборах. Это стоило Степашину карьеры, его отжали от ФСБ, передав эту структуры Путину. Естественно, что назначение это курировал Чубайс, разруливавший вместе с Волошиным все внутренние вопросы с 1995 года. И снимал Степашина Чубайс, так как надо было поставить Путина. Проще говоря, ФСБ была создана под Чубайса и его команду. Опять-таки никаких секретов, это исторический факт.

Теперь такой вопрос: почему условный совет акционеров ЗАО РФ не смещает Путина, коль скоро его политические шаги якобы приближают Россию к военному конфликту с Западом? Но я не вижу такого приближения. В военном смысле Россия явно отстает от блока НАТО – во всем кроме ядерной триады, которая, как известно, пока еще способна нанести удар по США и союзникам. Но мировая ядерная война – это страшилка, а не сценарий, который имеет смысл рассматривать, потому что после ядерной войны никакой истории не будет.
Пугать ядерной бомбой можно и выгодно, а вот применить стратегические силы нереально. И Путин этого не сделает, как не сделал Хрущев и не сделал бы Сталин. А вот в качестве страшилища со ржавой бомбой в костлявой руке Путин – идеальная фигура для США и Европы. НАТО при нем обретает реальный смысл своего существования в Европе…
Ничто не беспокоит ни Фридмана, ни Авена, ни Чубайса, режим в России может в таком виде продержаться еще лет пять минимум. А потом тихонечко трансформироваться во что-то «с человеческим лицом». При этом Фридман и Чубайс будут совершенно не при делах: в чем их обвинить? Кристальные люди, терпели диктатора – не позволяя ему распускать руки…

Итак я констатирую, что Путин сегодня – не царь, не хозяин, не самодержец, а наемный менеджер, пусть и получающий бонусы в виде акций своего ЗАО. Я не верю в его миллиарды долларов, спрятанные в каких-то секретных банках. Думаю, что он может вообще не владеть деньгами и активами, так как из системы его власти выхода для него персонально нет. А если нет выхода, то зачем копить и подставляться? Вполне возможно, что после него останется десяток костюмов, дюжина ботинок на платформе и наградной пистолет с профилем Дзержинского.
Путин свято блюдет свои обязательства, всячески пытается удержать единство страны, спасти единство власти и себя в качестве гаранта. Он приносит в жертву свое окружение, своих друзей, своих соратников, но не сдает тех, кто изначально держал контрольный пакет акций: Чубайса (и всю его команду от Грефа и Кудрина до Гозмана), Абрамовича, Потанина, группу Альфа. И не сдаст никогда.
Ну, и они его не бросают. И все эти захваты дотационного Крыма, украинских регионов, создавших Януковича – все это игрища для внутреннего пользования. Их реальный эффект – консолидация НАТО, усиление роли США в Европе, подталкивание стран Восточной Европы и Центральной Азии ближе к ЕС. Все как и было, никаких перемен.
Просто все участники процесса очень устали, постарели, и самая главная цель почти выполнена – СНГ развалился, Россия больше не лидер на постсоветском пространстве, Европа больше не заложница Газпрома. Ну, почти не заложница, осталось немного еще.
Так что скоро все разойдутся по домам, усталые и довольные. Если их не порвут на куски. Но пока вроде бы ни у кого из нынешних циничных игроков на мировой арене такого опасения нет. И ЗАО РФ еще лет пять может продержаться, а то и десять. Ну, а потом, как говорится – хоть  потоп…

***************************************
От Редакции:  напоминаем, что мнения героев наших интервью могут частично или полностью не совпадать с мнением и позицией Редакции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий